Маркетплейсы попросили отказаться от лимита по рассрочке для покупателей

Маркетплейсы попросили не ограничивать размер рассрочки для покупателей

Маркетплейсы попросили отказаться от лимита по рассрочке для

Сюжет
Эксклюзивы РБК

Участники рынка интернет-торговли обратились в Госдуму с просьбой не устанавливать лимит бесплатной рассрочки на уровне 15 тыс. рублей: такой порог снизит число желающих покупать технику, мебель и одежду

Маркетплейсы попросили отказаться от лимита по рассрочке для

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входят крупнейшие маркетплейсы и онлайн-магазины, предупредила, что обсуждаемые сейчас новые правила продажи товаров в рассрочку, ограничат доступ покупателей к большой доле социально-значимых товаров и услуг и снизят привлекательность финансовых продуктов. Об этом говорится в письме с предложениями ассоциации, отправленном председателю комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолию Аксакову (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердили в АКИТ). Позиция АКИТ направлена также в ЦБ, Минфин, Минпромторг и Минэкономразвития для формирования отзыва.

Законопроект с предложением ввести лимит в 15 тыс. руб. по одному договору для приобретения товаров в рассрочку без занесения информации в кредитную историю был внесен в Госдуму в начале августа. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 декабря 2025 года. В случае превышения этого порога оператор рассрочки будет обязан передавать информацию о сделке в бюро кредитных историй (БКИ), по аналогии с обычными кредитами.

Маркетплейсы попросили отказаться от лимита по рассрочке для

В письме АКИТ обращают внимание, что введение указанного лимита бесплатной рассрочки ограничит пользователей в покупке ряда товаров: «Пользователи не смогут покупать в рассрочку не только бытовую технику, мебель, образовательные и туристические услуги, но даже значительную часть одежды или обуви». В связи с этим ассоциация предлагает не устанавливать лимит для бесплатной рассрочки.

Представитель АКИТ объяснил, что предлагаемые ограничения лишат BNPL-инструменты (buy now, pay later— «покупай сейчас, плати потом», позволяют покупать товары с оплатой частями без переплат и процентов) ключевых конкурентных преимуществ. «Важно, чтобы этот финансовый инструмент, благодаря которому товары и услуги стали доступнее для населения без значимого увеличения долговой нагрузки, сохранил свой изначальный смысл. В текущей редакции законопроекта рассрочка становится кредитным продуктом, что не только усложнит путь пользователя, но и ограничит доступ к ряду товаров из-за небольшого лимита»,— говорит собеседник РБК.

Сейчас для получения BNPL-продуктов не требуется оформлять кредитный договор с клиентом, его паспортных данных. Большинство сервисов рассрочки не передают данные в бюро кредитных историй (БКИ).

Для подачи данных о рассрочке в БКИ банки собирают ФИО, паспортные данные, СНИЛС, ИНН, адрес места жительства клиента. Также банки могут запрашивать 2-НДФЛ и трудовую для принятия решения о том, даватьли кредит, пояснили в АКИТ. Необходимость передачи данных оператором рассрочки в БКИ при превышении порога в 15 тыс. руб. усложнит подход к верификации пользователя, что значительно удлинит клиентский путь и «неизбежно приведет к оттоку пользователей». «Для пользователей рассрочка потеряет одно из своих преимуществ— быстрое оформление и бесшовный путь»,— считают в АКИТ.

Маркетплейсы попросили отказаться от лимита по рассрочке для

Законопроектом также предполагается запретить операторам взимать деньги с пользователей до момента оплаты товара продавцу, что по мнению представителей АКИТ, противоречит текущей рыночной практике, основанной на получении первого платежа от пользователя в качестве гарантии платежеспособности в условиях отсутствия идентификации.

В ассоциации предлагают сохранить платную рассрочку наряду с бесплатной, в зависимости от условий пользования сервисом, поскольку «полный запрет операторам взимать с пользователей вознаграждение за оказание услуг по договору о предоставлении рассрочки может скомпрометировать соответствующую бизнес-модель и поставить под угрозу дальнейшее развитие формирующегося рынка рассрочки»,— говорится в письме.

Что думают о рассрочке другие игроки

Законопроект также ранеераскритиковали банки и BNPL-сервисы. Они предложили установить лимит для бесплатной рассрочки на уровне 60 тыс. руб.

Лимит 15 тыс. руб. в настоящее время охватывает примерно треть всех покупок с использованием BNPL-сервисов— по разным оценкам, от 28 до 35% покупок, рассказывает вице-президент Ассоциации банков России Сергей Клименко. По его прогнозу, при ключевой ставке в 19% реальный охват товаров и услуг к декабрю 2027 года снизится вдвое: «Этот платежный метод будет доступен лишь для 15-20% текущей номенклатуры, что в свою очередь сделает его бессмысленным для продавцов, снизит ценовую доступность товаров и услуг для потребителя и выдавит потребителя в зону МФО-займов (займов от микрофинансовых организаций.— РБК). По оценке банков, на столь коротком временном интервале и размере чека нет кредитного бизнеса»,— пояснил Клименко.

Маркетплейсы попросили отказаться от лимита по рассрочке для

В тоже время у банков вызывает озабоченность активность маркетплейсов в финтех-услугах. В июне на Петербургском международном экономическом форуме-2024 глава Альфа-банка Владимир Верхошинский поспорил с основательницей Wildberries Татьяной Бакальчук и бывшим управляющим директором Ozon Сергеем Беляковым о справедливости конкуренции банков и маркетплейсов в подобных услугах. По словам Верхошинского, более 80% клиентов Ozon Банка предпочитают его из-за скидок на маркетплейсе, что является «ценовой дискриминацией». «Справедливо это или нет, сложно сказать, мне кажется, если не букве, то духу закона это противоречит, еще противоречит правилам платежных систем»,— говорил он. Топ-менеджеруказывал, что, если в реальном секторе экономики есть убыточное предприятие и при нем кэптивный банк (созданный для финансового обслуживания собственных интересов организации-учредителя), ЦБ с большой долей вероятности закроет такой банк, отмечая, что сам не понимает, почему в цифровой экономике происходит по-другому.

Представители маркетплейсов тогда парировали, что все ведущие банки тоже имеют свои продукты лояльности, скидки и кэшбеки и также стимулируют пользование ими.

Источник

No comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *