07 Февраля 2024 | 18:07
YandexGPT меняет правила игры: что быстрые ответы в «Яндексе» сделают с трафиком
Внедрение быстрых ответов в «Яндексе» с помощью YandexGPT может стать угрозой для сайтов, которые полагаются на поисковый трафик. AdIndex попросил экспертов рекламного рынка оценить новую опцию российской IT-компании, дать рекомендации для адаптации SEO-стратегий и проанализировать, как изменится взаимодействие пользователей с поисковыми системами
«Яндекс» перешел к следующему этапу тестирования быстрых ответов от
языковой модели YandexGPT — теперь они доступны всем пользователям в
результатах поиска, но на ограниченном объеме запросов.
На этапе открытого бета-тестирования быстрые ответы от искусственного
интеллекта появляются наряду с традиционными результатами в поиске. Рядом с
ответами языковой модели всегда есть указание о том, что их сгенерировала
нейросеть, и ссылка на источник.
Кроме того, владельцы сайтов смогут самостоятельно решать, будет ли их
контент использоваться для формирования обновленных быстрых ответов от
YandexGPT.
Нейросеть в режиме реального времени находит несколько наиболее
соответствующих запросу пользователя источников. Затем ИИ кратко обобщает
информацию каждого из них, в том числе если нужный для создания ответа текст
находится в разных частях страницы. После этого YandexGPT выбирает наиболее
полезный ответ из всех получившихся — он отображается прямо под поисковой
строкой.
С сентября 2023 г. быстрые ответы
от нейросети работали
в режиме ограниченного тестирования — в нем приняли участие более 200 тыс.
человек.
В этом нововведении эксперты видят угрозу для сайтов, полагающихся на
поисковый трафик. Основная категория запросов, на которые повлияют эти
изменения, — тематические. Сайты, полагающиеся на такие запросы в органическом
поиске, действительно находятся под угрозой сокращения трафика, считает
Борис Абрамов, медиадиректор агентства Media Wise.
Он также привел пример, как после ввода карточек с мгновенными ответами в
Google больше половины поисковых запросов не приводили к клику. Однако, по
мнению Абрамова, ориентированные на брендовые и коммерческие запросы компании
(например, маркетплейсы), вряд ли пострадают.
Дмитрий Лютиков, директор по поисковой оптимизации агентства
iSEO, считает, что сейчас рано делать выводы по
воздействию нейросети на трафик. Потенциально такой функционал может
негативно повлиять на CTR (click-through rate) в органике, так как он либо
сильно сдвинет «стандартные» результаты поиска еще ниже, либо сразу даст ответ
на вопрос пользователя, и он вообще не будет никуда больше кликать (ни на
рекламу, ни на органику).
Особенно высок шанс потери трафика по так называемым «информационным
запросам», когда пользователь ищет ответ на свой вопрос и ему неважно, где он
его получит, сказал эксперт.
Быстрые ответы на базе YandexGPT могут повлиять на трафик сайтов — например,
на новостные агрегаторы и порталы, на небольшие и средние сайты, которые
составляют значительную часть объема рекламной сети «Яндекса», считает
Артем Попов, руководитель направления New Media агентства
icontext. Причем в отличие от крупных сайтов и порталов у таких
проектов не так много ресурсов, в том числе и финансовых, чтобы нивелировать
потери работы быстрых ответов YandexGPT.
«Потери начнутся, когда люди перестанут массово переходить на сайты, и
рекламные блоки перестанут приводить трафик уже непосредственным клиентам
«Яндекса»», — поделился Попов.
Новшество также может коснуться и веб-мастеров, которые работают по модели
СРА, добавил эксперт. Для многих российских СРА-сетей — снижение трафика на их
сайты из-за саммаризации способно повлиять на возможности и объемы трафика, а
следовательно, и на доходы.
Тем не менее Петр Никулин, директор департамента поисковой
оптимизации и веб-аналитики Group4Media, выделил ряд нюансов, которые
компаниям стоит учитывать при работе с быстрыми ответами в браузере:
• Быстрые ответы «Яндекс» показывает в поисковой выдаче уже несколько лет. С
2024 г. изменится лишь подход к их составлению (теперь дополнительно будет
использоваться YandexGPT), а также вырастет доля запросов, по которым такие
быстрые ответы будут выдаваться, поскольку нейросеть сможет обрабатывать
более сложные запросы.
• Для остальной части запросов выдача, скорее всего, останется прежней.
• «Яндекс» сразу преподносит эту новость как дополнительную возможность для
продвижения сайтов, ссылаясь на закрытое исследование о том, что
«кликабельность (CTR) ссылки на источник ответа от YandexGPT сопоставима с CTR
ссылок на сайты, попавшие на пять верхних мест выдачи «Поиска»». Теперь нужно
на практике подтвердить выводы о том, что кликабельность ссылки на источник
сгенерированного ответа будет сопоставима с кликабельностью классических
органических ссылок из топ-5.
«Если эти выводы не подтвердятся, то объем органического трафика,
очевидно, снизится (но вопрос — насколько). В этом случае мотивация
владельцев бизнеса инвестировать в полезный контент может упасть», —
уточнил Никулин.
В качестве стратегии для адаптации к изменениям в алгоритмах «Яндекса»
Дмитрий Лютиков предложил два абсолютно противоположных
метода: закрывать сайт от робота, который собирает данные для обучения
YandexGPT, или пытаться как можно чаще попадать в этот блок с ответом от
нейросети.
Недавнее исследование аналогичного функционала Google от
Analytics SEO Limited показало, что часто в блок с быстрыми ответами
американская IT-компания подставляет материалы, созданные на основе источников,
которые не попадают по данному запросу в топ-10 результатов поиска. То есть
потенциально ответы YandexGPT могут как снизить CTR для тех, кто уже в топ-10,
так и дать дополнительный шанс на трафик для тех сайтов, которые не входят в
рейтинг.
Лютиков советует компаниям собирать информацию о том, по каким запросам
(целевым для бизнеса) выдаются ответы от YandexGPT, анализировать, попадает ли
сайт по этим запросам в ответ от нейросети, и изучать, как влияет на трафик (и
CTR в органике) попадание в быстрый ответ.
«На основе этого уже принимать какие-то решения. Возможно, стратегия
будет сложнее, чем перечисленные выше два варианта. Что-то закрывать от робота,
что-то нет», — сказал он.
Борис Абрамов предлагает SEO-специалистам и авторам
учитывать следующие рекомендации:
• Уделять особое внимание структуре и содержанию текста при оптимизации под
высоко- и среднечастотные информационные запросы.
• Добавлять в текст больше конкретики, фактов, цифр.
• Не пренебрегать структурированием контента. Выделять важную информацию в
тезисах, использовать списки, разбивать текст на логические абзацы.
• Если на сайте уже есть статьи, ранее оптимизированные под информационные
запросы, по которым сейчас «Яндекс» формирует быстрые ответы с помощью
YandexGPT, то необходимо актуализировать их и добавлять больше полезной
информации.
• Регулярно отслеживать динамику трафика на информационные страницы сайта и
CTR. Важно оперативно реагировать на изменение показателей из-за введения новой
технологии формирования быстрых ответов.
«На фоне нововведений конкуренция за органический трафик только вырастет,
поэтому контентная составляющая в стратегии продвижения сайта станет еще более
весомой. Например, в фарме будут высоко ранжироваться и попадать в источники
сгенерированных ответов сайты, имеющие экспертные медицинские статьи», —
сказал Никулин.
Все эксперты уверены, что благодаря нововведению «Яндекса» пользователи
будут быстрее решать свои задачи и находить ответы без клика по ссылке. Тем не
менее, если ранее можно было самостоятельно решить, на какой сайт перейти для
получения ответов, то сейчас этот выбор «основного источника информации» за
пользователя делает система, считает Борис Абрамов.
«Хорошо это или плохо — вопрос, скорее, философский. Также на данном
этапе непонятно, как эта функция будет монетизироваться в будущем. Например, у
Bing был опыт внедрения рекламного текста прямо внутрь ответа нейросети, и
такой формат может вводить пользователя в заблуждение», — поделился
эксперт.
Источник: Источник
No comment