Повышение утильсбора с 1 ноября 2025 года: новые правила расчета

Автомобили. Архивное фотоЧитать ria.ru в ДзенОглавление

  • Что такое утилизационный сбор
  • Что предложил Минпромторг в 2025 году
  • Как повлияет повышение утильсбора на цены авто
  • Что будет с параллельным импортом
  • Мнения экспертов

Минпромторг предложил с 1 ноября 2025 года ввести в России новые правила расчета утилизационного сбора. Кого коснется повышение и как это отразится на ценах на автомобили, какие подорожают сильнее всего и как изменятся условия оплаты для юридических и физических лиц, сколько придется платить, оценки и прогнозы экспертов — в материале РИА Новости.

Что такое утилизационный сбор

Повышение утильсбора с 1 ноября 2025 года: новые правила расчета

Пункт утилизации автомобилей. Архивное фото

Утилизационный сбор — это единовременный платеж, взимаемый с каждого проданного транспортного средства.

Правительство утвердило долгосрочную прогрессивную шкалу индексации утильсбора для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, а также спецтехники.

Цели введения утильсбора

Утилизационный сбор взимается за каждое транспортное средство, произведенное в России или ввезенное в страну. Он направлен на финансирование инфраструктуры утилизации автомобилей и минимизацию вредного воздействия на окружающую среду. Условия расчета утильсбора могут измениться с ноября 2025 года.

«Планируется ввести прогрессивную шкалу, по аналогии с реформой в налоговой сфере, которая показала положительную динамику. В том числе, средства могут быть направлены на дофинансирование программ поддержки отечественного производителя авто», — отмечает Ольга Дмитриева, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ.

Как рассчитывают утильсбор сейчас

До вступления в силу нововведений физические лица, ввозящие один автомобиль для личного пользования без перепродажи в течение 12 месяцев, сохраняют льготную величину сбора:

  • 3,4 тыс. рублей за новый автомобиль (до трех лет);
  • 5,2 тыс. рублей за подержанную машину старше трех лет.

Что предложил Минпромторг в 2025 году

Минпромторг предложил с 1 ноября 2025 года пересмотреть способ исчисления утилизационного сбора и ввести прогрессивную шкалу, привязанную к типу и мощности двигателя.

«Согласно предложению Минпромторга, базовый тариф сохранится для автомобилей мощностью до 160 лошадиных сил. Для машин мощностью от 161 до 200 л. с. коэффициент планируется увеличить на 20%, для диапазона 201–250 л. с. — на 40%, а для автомобилей свыше 250 л. с. надбавка составит 60% и более», — поясняет Павел Ларин, директор по коммуникациям страхового брокера Mains.

Нововведения направлены на:

  • борьбу с «серым» импортом — теневым ввозом подержанных автомобилей из-за рубежа;
  • поддержку отечественных автопроизводителей;
  • изменение структуры рынка авто — снижение доли мощных иномарок.

Как отмечали в Минпромторге, все большим спросом в России пользуются высокомощные транспортные средства с небольшими объемами двигателя, в том числе электромобили и последовательные гибриды. В связи с этим расчет утильсбора на основании только лишь объема двигателя теряет актуальность.

Новый принцип расчета по мощности двигателя

Повышение утильсбора с 1 ноября 2025 года: новые правила расчета

Покупатель осматривает машину. Архивное фото

При определении размера утильсбора будет учитываться не только объем двигателя автомобиля, но и его мощность. Чем мощнее авто, тем выше будет коэффициент. Базовая ставка варьируется в зависимости от категории транспортного средства:

  • легковые авто (категория M1) — 20 000 рублей;
  • грузовые авто (категория N), автобусы (категории M2 и M3), прицепы и полуприцепы (категории O1, O2, O3, O4) — 150 000 рублей;
  • специальная техника, самоходные машины и прицепы (категория T) — 172 500 рублей.

Индексация коэффициентов будет осуществляться ежегодно вплоть до 2030 года.

  • Для легкового автомобиля категории М1 с двигателем 2,0 л и мощностью 150 л.с. утильсбор увеличится с 20 000 руб. × коэффициент 1,5 до 20 000 руб. × коэффициент 1,7, что составит 34 000 руб.
  • Грузовой автомобиль категории N1 с массой 15 т и двигателем 250 л.с.: базовая ставка — 172 500 руб., коэффициент — 4,2, сумма утильсбора — 724 500 руб.

Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев заявил, что для правильного расчета необходимо понимание, сохранит ли Минпромторг, вводя новые коэффициенты, текущую базовую ставку (20 тысяч рублей). Пока такого понимания нет. Отмечается, что “базовая ставка будет формироваться на основании типа и объема двигателя”, и все. Если базовая ставка останется на текущем уровне, утильсбор на полюбившиеся россиянами 3+ летние Kia Sportage, Hyundai Sonata и Toyota RAV4 возрастет до 1 млн, а на новые электромобили и гибриды — до 2 млн.

Кого коснутся изменения

Предполагается, что льготные ставки по утилизационному сбору останутся только для автомобилей мощностью до 160 л.с. Остальные автомобили попадут под повышенный налог. Увеличение ставок также затронет электромобили и гибриды.

Как повлияет повышение утильсбора на цены авто

Подорожание в связи с введением новой формулы утилизационного сбора затронет прежде всего премиальные гибриды и электромобили, цены на них вырастут на миллион рублей и более, подсчитали для РИА Новости автодилеры.

«Самое серьезное подорожание в связи с новой формулой утильсбора будет в сегментах электроавтомобилей и машин с гибридными установками. Например, Zeekr 001 прибавит в цене порядка 1,5 миллиона рублей. Модели бренда Lixiang — около 1,2 миллиона», — рассказал директор департамента новых автомобилей «Рольфа» Николай Иванов.

Заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей группы «Авилон» Ренат Тюктеев обратил внимание, что многие машины, которых коснутся изменения, продаются уже по ставкам утильсбора для юрлиц, на которые не распространяются льготы.

На примере электромобиля Zeekr 009, чья мощность оценивается в 224 лошадиные силы, он рассказал, что текущий утильсбор на эту модель составляет 667,4 тысячи рублей, а новый составит 1,54 миллиона рублей. Таким образом, машина подорожает на 872,6 тысячи рублей.

Повышение утильсбора с 1 ноября 2025 года: новые правила расчета

Машина на автозаправочной станции. Архивное фото

Говоря об авто с бензиновым мотором, Тюктеев привел в пример модели Volvo XC90 и Cadillac Escalade, мощность которых составляет 249 и 420 лошадиных сил соответственно. Так, на Volvo утильсбор увеличится на 174,6 тысячи рублей, а на Cadillac — на 131,8 тысячи.

«Таким образом, изменения коснутся множества моделей, в большей степени «просядут» продажи, осуществляемые по параллельному бизнесу с применением льготной ставки утильсбора на физлиц, здесь цены уже заметно подрастают», — подытожил эксперт.

Согласно действующему механизму, при ввозе физлицами для личного пользования новых машин возрастом до трех лет и объемом двигателя до трех литров утильсбор составляет 3,4 тысячи рублей, а для автомобилей с пробегом старше трех лет — 5,2 тысячи рублей. После введения изменений льготная ставка будет ограничена мощностью в 160 лошадиных сил.

В «Рольфе» привели в пример премиальный кроссовер BMW X5, который, по их подсчетам, прибавит в цене около 250 тысяч рублей, что не превышает 2% от сегодняшней его цены. Аналогичным образом в процентном отношении вырастет цена на японский внедорожник Toyota Highlander — на 150 тысяч рублей.

«Поэтому можно говорить, что цены вырастут, но это больше является коррекцией, а не резким удорожанием», — заверил Иванов.

Инициатива напрямую отразится на конечной стоимости автомобилей.

«Уже сегодня мы наблюдаем, что китайские и корейские бренды, доминирующие в ТОП-10 продаж в России, в среднем на 30% дороже, чем в странах своего происхождения. Это связано с логистическими издержками, параллельным импортом и уже существующими налогами, — говорит Павел Ларин».

Ценовая политика изменится не только на вновь ввезенные авто, но и на подержанные.

«На рынке около 45% подержанных авто с мощностью более 160 л.с. В первую очередь ценовые изменения затронут самые популярные модели авто: Geely Monjaro, Toyota RAV4, BMW X3 и X5, Hyundai и др. Удорожание может достигнуть 2 млн. руб. В то же время остается возможность выбора среди европейских и японских авто с двигателями до 160 л.с., такими как: Fit, Corolla, Vezel, Jimny, Volkswagen Golf, Kia K3, Mazda 3, BMW X1, Mercedes-Benz C-Class и Audi A3», — говорит Ольга Дмитриева.

Повышение утильсбора с 1 ноября 2025 года: новые правила расчета

Эксперты рассказали, как новый утильсбор отразится на стоимости машин

Источник

No comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *