Что важно знать о блокировке звонков в Telegram и WhatsApp
Роскомнадзор заблокировал возможность голосовых звонков в Telegram и WhatsApp
Роскомнадзор заблокировал возможность голосовых звонков в Telegram и WhatsApp, объяснив это борьбой с мошенниками и террористами. Как организована блокировка и как она повлияет на россиян, разбирался РБК
Роскомнадзор (РКН) объявил о частичном ограничении работы голосовых вызовов (VoIP) в мессенджерах Telegram и WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России). Решение, по заявлению ведомства, вызвано их использованием мошенниками и «отказом соблюдать требования российского законодательства». Как пояснила служба, блокируется только функция звонков: чаты, пересылка файлов, «статусы» остаются доступными.
Минцифры, в свою очередь, считает, что ограничение звонков положительно повлияет на снижение количества мошеннических вызовов. Министерство отметило, что Telegram и WhatsApp, несмотря на неоднократные предупреждения со стороны властей, отказываются соблюдать требования российского законодательства. В частности, компании не предоставляют информацию по запросам правоохранительных органов по массовым случаям мошенничестваи фактам планирования и совершения террористических актов в России. «При этом все требования о предоставлении такой информации по запросу зарубежных спецслужб оперативно выполняются»,— говорят в министерстве. Там уточнили, что восстановление функции звонков возможно только при выполнении мессенджерами требований российского законодательства.
По итогам 2024 года, как сообщал РБК представитель Роскомнадзора, Telegram по требованию ведомства удалил 95 тыс. интернет-страниц с запрещенными материалами, в январе—феврале 2025-го— еще 16 тыс. (против 13,6 тыс. в аналогичный период прошлого года).
Представитель Telegram сообщил РБК, что мессенджер активно борется с вредоносным использованием своей платформы, включая призывы к саботажу, насилию и мошенничеству. Модераторы с помощью нейросетей и машинного обучения мониторят публичные части платформы и принимают жалобы, чтобы ежедневно удалять миллионы единиц вредоносного контента.
РБК направил запрос в WhatsApp.
WhatsApp и Telegram— самые популярные мобильные приложения у россиян. По данным исследовательской компании Mediascope, месячный охват WhatsApp у аудитории старше 12 лет по итогам июля 2025 года составлял 96,2 млн человек, Telegram— 89,8 млн. Для сравнения:у занимающего третье место Сбербанкааналогичный показатель— 78,9 млн, у «ВКонтакте»— 72,9 млн. По показателю среднесуточного охвата эти мессенджеры также лидируют: хотябы раз за день WhatsApp используют 81,8 млн россиян, Telegram— 67,4 млн.
Telegram основан бизнесменом Павлом Дуровым, который позиционирует его как независимый и защищающий приватность. В июне Telegram обвинили в связи с Федеральной службой безопасности и уязвимости переписки для перехвата и расшифровки сообщений спецслужбами через инфраструктуру компании Global Network Management Inc. (GNM, зарегистрирована на островах Антигуа и Барбуда), предоставляющую технические услуги подключения серверов и IP-адресов для Telegram. В GNM на это ответили, что компания является транзитным провайдером, не имеющим доступа к содержимому трафика, ключам шифрования или внутренней архитектуре Telegram. Там подчеркнули, что даже при перехвате сетевого трафика невозможно определить, кто с кем общается, или расшифровать сообщение без ключа.
Дуров назвал обвинения недостоверными и подчеркнул, что мессенджер уже более 12 лет отстаивает «право людей на частную жизнь и свободный доступ к информации». Бизнесмен не исключил, что речь идет не о «безобидных ошибках журналистов», а о «целенаправленной кампании по дискредитации» мессенджера.
WhatsApp принадлежит корпорации Meta (признана в России экстремистской и запрещена). Штаб-квартира Meta находится в США. Мессенджер является крупнейшим в мире по числу пользователей.
Как технически организована блокировка
Для ограничения голосовых звонков в мессенджерах используются технические средства противодействия угрозам (ТСПУ, предназначены для фильтрации трафика и блокировки запрещенных ресурсов с помощью технологии DPI— глубокой фильтрации трафика по содержимому пакетов), объясняет директор по инфраструктуре облачного провайдера «EdgeЦентр» Алексей Учакин. ТСПУ по требованию законодательства ставится ФСБ на сетях операторов связи и провайдеров. Учакин пояснил, что голосовой трафик можно отделить от остального, так как он имеет определенные паттерны и использует конкретные протоколы— напримерSIP (протокол установления сеанса). «Заблокировав определенные пакеты по известным сигнатурам, мы можем выключить конкретную функцию в мессенджере. В целом в условиях установки ТСПУ у всех операторов заблокировать трафик какого-либо приложения не составляет большого труда. Да, местами не очень аккуратно, но цель будет достигнута»,— добавил эксперт.
Определение и блокировка звонков через мессенджеры в сетях российских операторов происходит в первую очередь с использованием инфраструктуры ТСПУ, выполняющей требования Роскомнадзора, говорит директор по развитию и эксплуатации услуг связи IT-интегратора «Телеком биржа» Анастасия Биджелова. Без ТСПУ, по ее словам, оператор не смогбы эффективно выполнять эти законодательные требования.
Она пояснила, что звонки в приложениях вроде WhatsApp или Telegram работают через Wi-Fi или мобильный интернет, а не через обычную телефонную сеть. «Голос преобразуется в цифровой сигнал, который передается через интернет в виде пакетов данных на серверы приложения. Затем сервер маршрутизирует их и передает вашему собеседнику. Операторы связи или регуляторы, напримерРоскомнадзор, могут определять такие звонки, анализируя интернет-трафик. Они видят, что связь идет с известными серверами именно этих мессенджеров. Чтобы заблокировать такие звонки, они прерывают связь устройства с этими серверами, в результате чего звонок не может начаться или обрывается»,— рассказала Биджелова.
У операторов широкополосного доступа в интернет стоят специальные устройства для фильтра трафика (DPI), объясняет партнер Exectica Capital Алексей Замесов. В них используется так называемый глубокий анализ пакета. «Технически «поведение» WhatsApp или Telegram понятно по специфическим сигнатурам, и оператор может определить, что тот или иной трафик— это голосовой вызов,— объясняет Замесов.— Оператор видит, что соединение из точки А в точку Б похоже на звонок. И он это соединение начинает портить. В итоге звонка не то чтобы нет вообще, он просто плохого качества».
Какой сейчас статус у мессенджеров в России
Ни WhatsApp, ни Telegram не имеют представительств в России, как это предписано законом о «приземлении» IT-гигантов, который вступил в силу в январе 2022 года. Документ обязывает зарубежные IT-компании с суточной аудиторией более чем 500 тыс. пользователей открыть в России филиал, уполномоченное юрлицо или представительство.
Дуров в середине июня заявлял, что планов по открытию офиса в стране «нет и быть не может по многим причинам». Оба мессенджера при этом внесены в реестр организаторов распространения информации, такие компании обязаны хранить информацию о пользователях и переписках и предоставлять ее по просьбе ФСБ и других уполномоченных госорганов. Telegram был включен в реестр в 2017 году, а WhatsApp— только в 2024 году. Оба сервиса с 2023 года также включены Роскомнадзором в перечень мессенджеров, запрещенных для передачи платежных документов и персональных данных россиян.
Как это повлияет на сотовых операторов
Накануне блокировки,Forbes со ссылкой на источник сообщил, что «большая четверка» операторов связи (МТС, «МегаФон», «Билайн» и Tele2) обратилась с просьбой запретить звонки через иностранные мессенджеры. Просьба бизнеса была связана с уменьшением использования обычных телефонных звонков, из-за чего компании теряют средства для поддержания инфраструктуры, которая, в свою очередь, дорожает «с точки зрения обеспечения бесперебойного сигнала», рассказывал РБК первый замглавы комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Ткачев.
Но ограничение звонков в мессенджерах врядли приведет к значительному росту доходов мобильных операторов, сомневается Алексей Учакин из «EdgeЦентр». «Современное поколение мало общается голосом, предпочитая текст. Для тех, кому нужен голос, в пакетах операторов есть минуты, которые сейчас практически никто не использует и не выговаривает. Поэтому голос уйдет в сети мобильных операторов, но платежи в их сторону не вырастут— люди будут выбирать минуты из пакета»,— считает эксперт. С ним согласна Анастасия Биджелова, по мнению которой, более логичная реакция пользователей— переход на другие доступные интернет-сервисы, где звонки бесплатны.
Руководитель проектов компании «Интеллектуальная аналитика» Тимофей Воронин также считает, что после блокировки звонков в мессенджерах стоит ожидать роста интереса россиян к другим сервисам, позволяющим осуществлять звонки, включая соцсети и мессенджеры. Одним из последствий запрета, по его мнению, станет увеличение трафика операторов. «Здесь важно понимать, что увеличение трафика приведет не только к росту доходов операторов, но и к увеличению нагрузки на их инфраструктуру, что может привести и к расходам на ее поддержание»,— добавил эксперт. Объем голосовых услуг у сотовых операторов уже демонстрирует рост на 10–20% в зависимости от региона, отметил глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.
Часть пользователей голосовых звонков, по словам Замесова, перейдут в альтернативные мессенджеры, напримерFaceTime от Apple. Часть будут пользоваться обычной связью сотовых операторов. «При этом мы понимаем, что международная связь останется в интернете,— утверждает Замесов.— Потому что использовать для этих целей обычную связь попросту дорого. Пользователи будут искать альтернативные мессенджеры».
На момент публикации «большая четверка» операторов не комментировала решение службы.
Насколько бизнес завязан на звонках в мессенджерах
Российский бизнес активно пользуется мессенджерами, в том числе для задач автоматизации процессов, но преимущественно не голосовыми звонками, а чат-ботами и каналами, которых текущая блокировка не касается, отмечает председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко. Мессенджеры, по его словам, завязаны на бизнесе, и Telegram гораздо больше, чем WhatsApp.
Для коммуникации сотрудников, по мнению Клименко, голосовые звонки в мессенджерах «не самый лучший способ», но, даже если кто-то выстроил ее через них, переход на обычные звонки по номеру телефона или другие мессенджеры не будет дорогим, поэтому критического влияния на бизнес блокировки не окажут, полагает он.
«Голос— это универсальный ключ коммуникации, а мессенджеры стали пультом управления бизнесом, особенно для малого бизнеса. В нашей реальности клиенты и предприниматели чаще предпочитают голосовые сообщения, пресловутые «голосовухи», которые остаются доступными. Ограничение звонков создает неудобства, но не является критическим барьером для общения. «Девочка» записывается «на ноготочки» не звонком, а «голосовухой»,— рассуждает Денис Терехов, управляющий партнер платформы Aritificial Intelligence Relations. «Ограничения неприятны, — констатирует он,— но, как показывает пример ОАЭ, где голосовые звонки в мессенджерах запрещены, люди все равно находят выход».
Читайте РБК в Telegram.
No comment