Как открываются и закрываются кинотеатры в России. Инфографика
Сюжет
Инфографика РБК
Рост издержек и отток аудитории из-за отсутствия крупных премьер и стоимости билетов привел к снижению числа кинотеатров. Показ фильмов на большом экране проигрывает другим развлечениям, признают участники рынка
Количество работающих в России кинотеатров по состоянию на 1 апреля 2025 года составило 3,1 тыс., подсчитали в «Яндекс Картах» по запросу РБК. Это на 7% меньше, чем в то же числопрошлого года. Но относительно апреля 2023 года, когда отрасль переживала кризис из-за отсутствия масштабных премьер, работающих кинозалов в России сейчас на 2,8% больше.
В Москве по состоянию на начало этого апреля работало 209 кинотеатров (около 7% общего количества по стране). За год в столице закрылось 11 точек.
Раньше исследованием рынка кинотеатров занималась компания «Невафильм Research», но последний ее опубликованный отчет относится к 2023 году. По данным «Невафильм Research», с 2003 года (минимум, более поздних данных нет) количество кинотеатров в России постоянно росло. Исключением стал 2020 год, началопандемии, когда несколько месяцев работа кинотеатров была заморожена. Ключевой скачок отрасль совершила в период с 2015 по 2019 год: тогда количество площадок для показа кино выросло почти в два раза —с 1,2 тыс. до 2,1 тыс.
С чем связано закрытие кинотеатров
Сначала пандемия, а потом «бойкот зарубежных киностудий» привели к серьезному сокращению количества качественных крупных премьер, рассуждает владелец бренда сети кинотеатров «Люмен», член Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Павел Поникаровский. Даже несмотря на субсидирование кинопроизводства в России, количество выпускаемых в прокат больших картин недостаточно для привлечения в кинотеатры необходимого количества зрителей, объясняетэксперт.
Рост количества кинотеатров, зафиксированный в 2024 году, Поникаровский связывает «исключительно с работой федеральной программы», в соответствии с которой на открытие кинозалов в небольших городах Фонд кино предоставлял субсидию. Подавляющее большинство таких кинотеатров— это сельские площадки, открытые в переоборудованных домах культуры и обслуживающие «минимальное количество населения», утверждает эксперт. «В остальном количество коммерческих кинотеатров снижается, поскольку кинобизнес стал практически нерентабельным»,— признает Поникаровский.
Тенденция ксокращению количества кинотеатров связана с общей ситуацией на рынке, считает представитель сети «Люксор» Анна Татаренок. Поскольку растут издержки, аренда, стоимость содержания помещенийи ремонт оборудования, бизнес вынужден повышать цену билетов. «Не все зрители соглашаются на новые условия, отдавая предпочтения другим развлечениям или стримингам,— отмечает Татаренок.— У владельцев бизнеса сейчас на первом месте задача— не потерять текущие активы. В целом кинотеатральная индустрия уже давно нуждается в обновлении, чтобы соответствовать потребностям своей аудитории».
В кинотеатральном бизнесе имеет место сезонность, рассуждает эксперт в сфере культуры Евгений Сафронов:«Некоторые кинотеатры могут приостановить кинопоказ или сократить число залов в не самые прибыльные летние месяцы с целью оптимизации операционных расходов».
Читайте РБК в Telegram.
No comment