МТС начала эксперимент по продаже автомобилей в салонах связи
Сюжет
Эксклюзивы РБК
МТС открыла продажи китайских автомобилей в своем салоне. В компании рассчитывают, что это позволит повысить трафик, который в физической рознице в последние годы падает
МТС
MTSS
₽216,1
+0,16%
Купить
Компания МТС договорилась с дистрибьютором автомобилей «МБ РУС» (ранее «Мерседес-Бенц PУC») о размещении гибридных автомобилей AITO Seres М7 во флагманском салоне компании, который расположен в торговом центре «Галерея» в Санкт-Петербурге. Об этом РБК рассказал представитель МТС. На чем в такой модели будет зарабатывать оператор связи и другие условия сотрудничества, он не раскрыл.
По словам гендиректора розничной сети МТС Андрея Губанова, основная цель проекта— повышение трафика торговой точки. После старта проекта трафик салона увеличился на четверть, утверждает Губанов. Если проект окажется успешным, МТС намерена разместить автомобили и в других салонах, подходящих по размеру для этого, а новые открывать уже с учетом продажи автомобилей. Сейчас у оператора есть десять салонов, способных вместить в себя автомобили, но рассматривается вариант, что их будут размещать и напротив салона. Всего у МТС сейчас более 4,2 тыс. салонов связи в России.
Машины AITO производятся совместно китайской корпорацией Huawei и автомобильной компанией Seres (партнер автоконцерна Dongfeng). «Сейчас мы общаемся с международными офисами Xiaomi и Huawei, но все будет зависеть от того, выйдутли потенциальные партнеры с автомобилями на российский рынок. На текущий момент мы видим, что китайская модель продажи автомобилей в шоурумах производителей электроники— рабочая, и мы верим в этот проект»,— заявил Губанов.
РБК направил запросы в международные офисы Huawei и Xiaomi.
Губанов также отметил, что компания может начать торговать автомобилями напрямую, а не через дистрибьютора, в том числе онлайн. В 2023 году маркетплейс Ozon начал продажи автомобилей на своей площадке, а позже, в 2024-м, торговать машинами начали также Wildberries, «Мегамаркет» и «Яндекс Маркет».
Зачем продавать авто в салонах связи
По итогам 2024 года Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) был на 2% ниже, чем в 2023-м, а в первом квартале этого года— на 4% ниже, чем в тотже период прошлого года, рассказывает руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев. При этом аудитория салонов операторов связи по итогам первого квартала была в среднем на 4–7% ниже показателей прошлого года в зависимости от региона и типа локации. «Товары данной категории— одни из наиболее «удобных» с точки зрения заказа онлайн, особенно модели гаджетов, с которыми потребитель уже имел дело раньше. Вы видите все важные характеристики и можете выбрать то, что вам наиболее подходит. Для одежды, например, это характерно в меньшей степени, больше вероятность, что в итоге выбранная вещь вам не подойдет по каким-либо причинам: качество ткани, размер, крой и т.п.»,— объясняет Васильев. По его словам, это касается в равной степени и точек федеральных сетей, и салонов операторов связи как в части покупки устройств и сопутствующих товаров, так и в части подключения услуг связи.
Онлайн, в свою очередь, не может в полной мере заменить эмоциональное удовольствие от процесса посещения публичных пространств и совместного времяпрепровождения с близкими во время шопинга и отдыха, отметил Васильев. По его утверждению, на этом фоне сейчас многие торговые центры наращивают состав партнеров в категории «досуг и развлечения», это позволяет им удерживать аудиторию. «Поэтому с точки зрения экспериментов с различными концепциями коллаборации с другими участниками рынка здесь вполне могут быть уместны. Но, конечно, для оценки экономического эффекта от подобных шагов и выстраивания оптимальной стратегии необходимо учитывать наличие реальной возможности потенциальной синергии, степень пересечения аудиторий с интересами условно «автомобили», «смартфоны» и т.п.»,— подчеркнул представитель Focus Technologies.
В целом среднедневная аудитория торговых центров России по итогам 2024 года в сравнении с 2019-м— последним годом с классической сезонностью в поведении потребителей, снизилась на 23%. Основными факторами за этот период стали локдауны во время пандемии COVID, санкционная политика, сберегательная модель поведения и уход иностранных брендов, рост конкуренции с онлайн-каналами продаж, указал Васильев.
Впрочем, в МТС заверили, что посещаемость их салонов связи остается на уровне предыдущего года.
Независимый автоэксперт, экс-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев отметил, что дистрибьюторы автомобилей сегодня тоже активно ищут нестандартные каналы продаж, чтобы выйти на новую аудиторию, от торговых центров до маркетплейсов, и теперь— салоны связи. Подобные инициативы далеко не всегда становятся масштабными, но дают возможность протестировать новые форматы коммуникации. В случае с МТС интерес для дистрибьютора, по его словам, очевиден: у оператора есть большой объем данных о клиентах— геолокация, частота поездок, расходы на связь, в том числе в роуминге. Все это позволяет точно сегментировать базу и предлагать автомобили тем, кто потенциально готов к такой покупке, рассуждает эксперт.
Мосеев убежден, что салоны связи врядли станут полноценной площадкой продаж: выставить автомобиль физически невозможно из-за нехватки места. «Их продажи онлайн в России пока остаются довольно ограниченными. Есть рост, но в масштабах всего рынка речь все еще идет о «штуках», а не массовых объемах. Новые марки требуют тест-драйва, а автомобили с пробегом— доверия и прозрачности, которой на рынке по-прежнему не хватает. Поэтому даже те маркетплейсы, которые формально продают авто онлайн, на практике завязаны на офлайн: с клиентом ведется работа, показы по видео, проверки состояния»,— заключил Мосеев.
Читайте РБК в Telegram.
No comment