Операторы предупредили о росте цен на связь и интернет
Ряд сотовых компаний и операторов домашнего интернета предупредили абонентов об увеличении цен с 2026 года. Изменения объясняют ростом НДС и затрат на модернизацию сетей. В ФАС проверят обоснованность повышений

Операторы связи начали рассылать абонентам уведомления о росте стоимости услуг с 2026 года. Так, «Т2 РТК Холдинг» (бренд Т2, входит в «Ростелеком») 24 декабря предупредил часть абонентов о повышении цен с 750 руб. до 900 руб. «ВымпелКом» (бренд «Билайн») разослал части абонентов предупреждение, что безлимитный интернет с 1 января станет платным— 4,5 руб. в сутки, а стоимость ряда тарифов и услуг обновится. Виртуальный оператор Т-банка «Т Мобайл» в СМС-рассылке в конце ноября сообщил, что повысит стоимость услуг связи с 375 руб. до 709 руб. «Ростелеком» оповестил абонентов домашнего интернета, что с января повысит стоимость на 60 руб. Соответствующие предупреждения получили сотрудники РБК, являющиеся клиентами перечисленных компаний.
Представитель «Ростелекома» подтвердил, что с начала года для части тарифных планов домашнего интернета изменится размер абонентской платы— в среднем на 60 руб. Представитель «Т2 РТК Холдинга» пояснил, что меняет стоимость только на архивных тарифах, цены на всех открытых для подключения и переходов тарифах заморожены до 2027 года. Размер пересмотра архивных тарифов, по его словам, зависит от конкретного плана.
Представитель «ВымпелКома» говорит, что они актуализируют стоимость услуг в соответствии общеэкономическими и рыночными факторами, в том числе инвестициями в развитие сети, инфляцией, повышением НДС до 22%. «Изменение цен затрагивает лишь ту часть клиентов, кто пользуется архивными тарифами, подключиться к которым уже нельзя. Корректировка в основном составляет около 10%. Цены на текущие предложения, доступные для подключения, не меняются, несмотря на изменения налоговой ставки»,— сказал он.
Представитель «Т Мобайла» после выхода публикации заявил, что сотрудник РБК, получивший описанное уведомление, некорректно его интерпретировал: этот абонент перешел на другой пакет с бо́льшим набором услуг, где не действовали предыдущие скидки. «В результате цена поднялась на 19% относительно сетки цен четырех-летней давности, но одна из скидок протарифицировалась некорректно. Мы разобрались в ситуации и уже работаем над тем, чтобы вернуть клиенту стоимость, а также найти других клиентов, у которых могло также случиться некорректное применение скидки»,— рассказал он.
Представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) сообщил РБК, что служба проверит информацию о повышении тарифов на услуги связи и при наличии оснований примет меры антимонопольного реагирования.
Почему растут цены
Представитель «Ростелекома» сообщил, что высокая конкуренция на телеком-рынке «заставляет с особой осторожностью относиться к изменению тарифов, иначе клиенты уйдут к конкурентам». По его словам, индексация тарифов необходима, «чтобы интернет оставался стабильным, а сервис— комфортным». «За последние годы существенно выросли потребление интернета и, в свою очередь, нагрузка на сеть. Чтобы это не приводило к снижению скорости и доступности услуг, «Ростелеком» прокладывает новые волоконно-оптические линии связи, модернизирует оборудование на более мощное и современное. Также существенно выросли затраты оператора в связи с повышением цен поставщиков услуг и других контрагентов»,— указал он.
Гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов говорит, что увеличению цен способствует рост стоимости оборудования для операторов связи в последние годы, а также текущая инфляция, которая приводит к росту капитальных и операционных издержек. Он отметил, что рост не будет одномоментным и может варьироваться для разных абонентов. При этом в последний год гораздо активнее начали проявляться виртуальные операторы связи: они стали предлагать абонентам скидки, из-за которых и классические операторы вынуждены частично отказаться от повышения цен, говорит Анкилов. «Такие ценовые войны в конечном итоге не приведут ни к чему хорошему для обеих сторон и могут негативно сказаться на финансовом состоянии всех участников рынка. Сейчас, в условиях высокой конкуренции, традиционные операторы могут действовать более осторожно и активнее предлагать скидки или отказываться от повышения цен, чтобы оставаться конкурентоспособными»,— считает эксперт. Чтобы нивелировать потери, операторы активно развивают дополнительные услуги, но основным источником дохода по-прежнему остаются услуги мобильной связи, и любые потери в этом сегменте могут серьезно повлиять на общую финансовую ситуацию операторов, дополнил Анкилов.
О «ценовых войнах» говорит и источник РБК на телеком-рынке. По его словам, в 2025 году наблюдалось снижение стоимости ряда услуг в некоторых сегментах за счет наполнения тарифов дополнительными опциями и скидками, что стало ответом на демпинг со стороны банковских виртуальных операторов.
В ноябре агентство Telecom Daily по итогам опроса телеком-компаний прогнозировало, что в 2026 году 96% российских компаний, предоставляющих услуги мобильной связи, домашнего интернета, платного ТВ и телефонии, поднимут тарифы. Около половины (48%) операторов связи могут поднять цены на услуги связи в пределах 5–10%, а 16%— более чем на 10%.
При этом представитель МТС говорит, что они повышают цены только на архивные тарифы домашнего интернета от МГТС, а также для компаний, которые арендуют у МТС оборудование. Эти действия он объяснил необходимостью инвестировать в развитие сетей связи, соблюдать новые требования регуляторов, а также модернизировать существующие и запускать новые сервисы защиты абонентов от мошенников и нежелательных рассылок.
В «МегаФоне» вместо увеличения цен намерены развивать дополнительные сервисы для абонентов, сказал представитель оператора. «В течение всего года мы работаем над продуктами и совершенствуем их, проводим маркетинговые активности. Также предлагаем улучшение тарифных планов, например увеличиваем пакеты интернета и минут, добавляем новые опции, которые могут быть полезны клиенту и подбирались, исходя из его интересов и потребностей»,— говорит он.
Как в России регулируют цены на связь
С 2022 года ФАС оценивает обоснованность изменения тарифов на услуги связи с учетом уровня инфляции в России. Операторы должны уведомлять службу о планируемом повышении не позднее чем за 14 дней. Как пояснил РБК источник на телеком-рынке, это правило действует до сих пор— операторам запрещено повышать цены выше уровня инфляции. По данным Минэкономразвития, к 15 декабря годовая инфляция в России составила 6,08%.
В мае 2024-го ФАС завела дело на МТС из-за повышений стоимости услуг связи в апреле и мае того года на 8% для более чем 30 млн абонентов. В октябре 2024-го служба признала повышение тарифов экономически необоснованным. В ноябре 2025-го стало известно, что МТС пошла на мировое соглашение. Как сообщала ФАС, в рамках соглашения МТС перечислит в бюджет 664 млн руб. и предложит абонентам семь вариантов компенсации. Среди них— приведение тарифов к уровню апреля—мая 2024 года, кешбэк в размере 8% от ежемесячных начислений в течение одного года, дополнительные пакеты минут, интернета и другие виды услуг. Кроме того, оператор направит 2,4 млрд руб. на развитие связи в малых населенных пунктах.
Читайте РБК в Telegram.
No comment