Минэк указал на проблему ИИ, когда «10 минут доказываешь, что ты человек»
В ведомстве рассказали о проблемах внедрения ИИ бизнесом и о сложностях, возникающих из-за новых технологий в повседневной жизни. Все это требует корректировок в законодательстве, добавили в Минэке

Выставка «Человек и нейросети: кто кого создает?» в Москве, апрель 2025 года
В России существует проблема не всегда оправданного внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в повседневные сервисы. Об этом на форуме «Цифра права» заявил директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин.
«Звонишь в клинику и минут десять пытаешься доказать, что ты человеки что тебе нужен человек»,— привел пример представитель ведомства.
Выходом из ситуации Волошин видит создание экспериментальных правовых режимов (ЭПР), где компании моглибы апробировать методы обезличивания данных и работать с большими моделями в безопасной регуляторной среде. «Точно нужна механика, где компании, которые понимают, что сейчас вопрос ответственности очень важен, понимали [бы], каким путем двигаться. Если нет, мы по факту просто отстаем»,— считает он.
Представитель Минэкономразвитиятакже отметил, что российские компании практически не используют больших языковых моделейиз-за несовершенства регуляторной среды и «страха перед ответственностью». По его словам, существующие правовые рамки скорее тормозят, чем стимулируют применение передовых технологий ИИ. «Вопрос о том, как нам работать с большими моделями, как делать это безопасно, стал как будто очень мало где применим»,— заявил Волошин.
Он также пояснил, что бизнес «столкнулся с парадоксальной ситуацией»: регуляторы сместили баланс в сторону позиции «если ничего нет, то значит, это безопасно». На практике это приводит к повсеместным запретам, которые, по мнению Волошина, лишь ограничивают технологическое развитие, в то время как недобросовестные игроки ими не руководствуются.

В качестве примера спикер привел инцидент с беспилотным автомобилем в Петербурге, когда легкое ДТП потребовало созыва целой комиссии и долгого разбирательства. «Еслибы это была обычная авария, то составилибы протокол и разошлись —все, вопросов нет. Но тутже у нас беспилотник, искусственный интеллект»,— отметил он, подчеркнув, что существующие механизмы оказались чрезмерно сложными.
Волошин уточнил, что ситуация с ДТП привела к необходимости внести корректировки в ЭПР с беспилотниками, не указав, какие именно. «Из-за этого ДТП мы будем определенные корректировки вносить, потому что, когда мы описываем такие новые вещи в законодательстве, как искусственный интеллект, мы всегда думаем о самых крайних моментах, о самых сложных»,— пояснил он.
Читайте РБК в Telegram.
No comment