Глава ФРИИ назвал ситуацию на венчурном рынке «отскоком дохлой кошки»

Глава ФРИИ назвал ситуацию на венчурном рынке «отскоком дохлой кошки»

Сюжет
Эксклюзивы РБК

Объем сделок на рынке венчурных инвестиций в первом полугодии 2025 года вырос на 70%. Но это «отскок дохлой кошки», настаивает глава ФРИИ: это меньше показателя 2021 года в 15 раз

Глава ФРИИ назвал ситуацию на венчурном рынке «отскоком дохлой кошки»

Кирилл Варламов

В первом полугодии 2025 года количество M&A (слияний и поглощений) на рынке венчурных инвестиций показало рост после нескольких лет сильного падения— по сравнению с первым полугодием 2024-го объем сделок вырос на 70%— с $46 млн до $78 млн. В интервью РБК глава Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Кирилл Варламов назвал этот рост «отскоком дохлой кошки» (dead cat bounce, термин в финансах, обозначающий кратковременный положительный отскок динамики в период сильного нисходящего тренда).

Полное интервью главы ФРИИ читайте в подписке РБК.

Он пояснил, что это были некрупные сделки и происходили со стартапами поздних стадий, то есть теми, которые уже доказали жизнеспособность своей бизнес-модели, имеют существенный доход и находятся на пути к масштабированию и выходу на рынок.

Глава ФРИИ назвал ситуацию на венчурном рынке «отскоком дохлой кошки»

В 2022-м сломалась венчурная модель как таковая, рынок схлопнулся: стартапы перестали покупать, оценка их бизнеса резко упала, владельцы отказываются от продажи. В условиях, когда никто не хочет ни продавать, ни покупать, инвестировать в стартапы бессмысленно, поскольку никто не ждет, что стоимость стартапа будет расти, рассказывал глава ФРИИ в интервью РБК весной 2024 года. В новом интервью он отметил, что за прошедший год тренд фундаментально не поменялся. На рынке по-прежнему «идеальный шторм»: общая нестабильность, влияющая на стоимость компаний, высокая ставка рефинансирования, которая делает деньги дорогими и тоже в значительной мере снижает стоимость компаний, особенно технологических стартапов.

Сделки первого полугодия фактически всегда были special deal (специальная ситуация), то есть совпадением интересов покупателей и компаний, отметил Варламов. «Эти сделки скорее характеризуют рынок в целом: есть фундаментальный запрос на M&A. Меня это очень радует, потому что это качественное изменение рынка, которого мы добивались много лет. У людей в корпорациях [теперь] совершенно другой уровень зрелости, они понимают, зачем, как покупать стартапы, как их использовать, что это такое вообще. Даже в 2019–2020 годах не было такого запроса на M&A стартапов со стороны покупателей»,— доволен Варламов.

По его мнению, в текущей экономической ситуации инвесторы считают бессмысленным вкладываться в стартапы, чтобы они выросли и их купили. Из-за этого снижается активность фондов и инвесторов ранних стадий. Роль также продолжает играть высокая ключевая ставка: частные инвесторы и бизнес-ангелы (инвесторы, готовые вкладываться в стартапы на самых ранних стадиях, принимая активное участие в развитии бизнеса) сейчас предпочитают хранить деньги на депозитах и в других инструментах, поэтому резко снизили активность. По оценке ФРИИ, в первом полугодии 2025 года всего 16% сделок пришлось на бизнес-ангелов, в то время как в 2024-м было 79%.

Поэтому стартапы перестали искать деньги. Если раньше, по опросам ФРИИ, 80% технологических предпринимателей говорили, что ищут инвестиции, сейчас таких только 20%. «Так как денег нет, их никто и не ищет. Фактически на венчурном рынке наблюдается «демографическая яма»: катастрофически мало инвестиций в стартапы ранних стадий, объем таких сделок кратно меньше, чем это было несколько лет назад. Из-за этого через три—пять лет увидим существенно меньшее количество хороших компаний, которые будут как-то развиваться»,— прогнозирует Варламов.

Есть два фундаментальных фактора, формирующих сейчас сложность на венчурном рынке: нестабильность и высокая ставка рефинансирования. Если ставка снизится, будет приток инвестиций от бизнес-ангелов на ранней стадии и сильно оживится публичный рынок. «Но все будет зависеть от того, насколько существенным будет снижение ставки. «Беби-бума» не будет— все равно есть политический фактор»,— оговорился глава ФРИИ.

Произошедшее снижение ключевой ставки на несколько процентных пунктов, по его словам, пока не чувствуется на венчурном рынке. Варламов предполагает, что рынок может оживиться при ставке 15% и ниже. Есть «большой накопленный эффект от высокой ставки», и, даже если ее резко понизят, возобновление инвестиционной активности можно будет ждать минимум через полгода после этого, прогнозирует он.

Читайте РБК в Telegram.

Источник

No comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *