Экономика «Интервидения»: сколько стоит российский аналог «Евровидения»
У конкурса «Интервидение» подсчитали стоимость и замерили внимание аудитории
Российский аналог «Евровидения» — конкурс песни «Интервидение», на проведение которого выделено 750 млн руб., состоится в подмосковной «Live Арене» 20 сентября. Как монетизируются такие шоу и чего ожидает от них аудитория
Международный песенный конкурс «Интервидение», проведение которого было инициировано Россией после ее отстранения от участия в «Евровидении» в 2022 году, состоится 20 сентября на подмосковной площадке «Live Арена». Участие в нем примут представители 23 стран, среди которых Китай, Индия, Куба, Сербия, Египет, Белоруссия, Бразилия и США.
Россию на «Интервидении» будет представлять певец Shaman с песней «Прямо по сердцу», написанной композитором и продюсером Максимом Фадеевым. От США на конкурсе должен был выступать музыкант Брэндон Ховард, но 17 сентября его кандидатуру заменили на певицу Vassy, известную по коллаборациям с Дэвидом Гетта и Tiësto. Ведущими от России станут музыканты Алексей Воробьев и Аида Гарифуллина, международными ведущими будут индийская актриса Стэфи Патель и китайский шоумен Мэнг Лэй.
Кто занимался организацией «Интервидения», сколько стоят шоу такого уровня и что пишут о конкурсе в соцсетях и СМИ— в обзоре РБК.
Как появилась концепция «Интервидения»
В феврале 2022 года «Первый канал» и государственный холдинг ВГТРК, владеющий каналом «Россия 1», приостановили членство в Европейском вещательном союзе (EBU). Поводом стало отстранение вещателей от конкурса «Евровидение», проводимого под эгидой союза. Его система устроена таким образом, что каналы— члены EBU не просто транслируют шоу, но и занимаются полноценным сопровождением делегации конкурсанта от своей страны. В результате Россия с 2022 года участия в «Евровидении» не принимает.
В ноябре 2023 года министр культуры России Ольга Любимова объявила об инициативе создания музыкального конкурса «Интервидение». Гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст, представляя концепцию конкурса, заявлял, что первое «Интервидение» предлагается провести в 2024 году, а позже мероприятие должно стать ежегодным. В декабре 2023 года о планах проведения «Интервидения» в 2024-м сообщал и премьер-министр России Михаил Мишустин. По его словам, мероприятие должно стать «ежегодным и открытым для участия всех государств, которые разделяют наши духовные ценности и готовы к взаимоуважительному и равноправному диалогу».
В феврале 2024 года директор департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД России Александр Алимов заявил, что работа по организации «Интервидения» началась, а министерство оказывает содействие организаторам конкурса в налаживании контактов со странами, которые приглашены принять участие в этом мероприятии. Тогдаже стало известно, что участника в конкурсе уже определил Китай. Тем не менее в 2024 году конкурс так и не провели.
В феврале 2025 года президент России Владимир Путин подписал указ о проведении «Интервидения» в Москве и Подмосковье. Вице-премьера Дмитрия Чернышенко назначили председателем оргкомитета конкурса, а первого замруководителя администрации президента Сергея Кириенко— главой наблюдательного совета. Также в оргкомитет вошли Любимова, Эрнст, спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, глава Росмолодежи Григорий Гуров, руководитель Роспотребнадзора Анна Попова и глава Россотрудничества Евгений Примаков. МИДу было поручено обеспечить выдачу виз участникам и гостям конкурса без сборов за их оформление.
Как проводили «Интервидение» в СССР
Международный конкурс песни с названием «Интервидение» уже проводился в 1960–1980-х годах Международной организацией радиовещания и телевидения (OIRT). В разные годы в нем принимали участие исполнители из стран Европы, Центральной Азии, Африки, Америки, а также СССР. В 1978 году «Интервидение» выиграла Алла Пугачева с песней «Все могут короли». Но с распадом социалистического лагеря конкурс прекратил свое существование.
Какова экономика «Интервидения»
- Выделенный правительством бюджет на проведение «Интервидения» составляет 750 млн руб. Контроль за целевым и эффективным использованием средств также возложен на МИД России. Отчитаться перед правительством за расходование средств должны до 1 февраля 2026 года.
- Помимо правительственного бюджета у конкурса есть спонсоры. Партнером конкурса выступает банк ВТБ, стратегическим партнером— RWB (объединенная компания оператора наружной рекламы Russ и маркетплейса Wildberries), генеральным международным спонсором— Министерство культуры ОАЭ, официальным спонсором— Министерство культуры Катара. В числе партнеров на официальном сайте «Интервидения» перечислены химический холдинг «ФосАгро», вода «Легенда Байкала», нефтепроводная компания «Транснефть» и другие. Условия партнерств официально не раскрывались.
- Источник РБК в одной из крупных рекламных групп утверждает, что пакет спонсорства стоил 100–150 млн руб. В эту сумму включены устные упоминания брендов ведущими, динамические заставки и логотипы компаний во время трансляции, промоточки в холле и на территории проведения шоу, видеоролики на внутренних экранах, аудиообъявления до начала шоу, размещение логотипов на форме волонтеров, а также размещения публикаций в соцсетях «Интервидения». Трансляция конкурса привлекательна для рекламодателей благодаря яркому развлекательному контенту и высокой вовлеченности зрителей: такие шоу традиционно собирают «живую» аудиторию в прямом эфире и вызывают активное обсуждение в соцсетях, что усиливает вирусный эффект, считает директор по инсайтам и стратегическим решениям группы компаний «Игроник» Аида Саидова. Но пока по масштабу «Интервидение» несопоставимо с «Евровидением», которое имеет десятилетиями выстроенный международный бренд и сотни миллионов зрителей, отмечает она. «Но именно в этом и обратная сторона— уже ожидаемый контент «Евровидения» снижает новизну восприятия, а у относительно новых шоу есть возможность сформировать всплеск интереса»,— добавляет Саидова.
Подписка наРБК
- Еще один канал монетизации конкурса— продажа билетов на шоу. Она стартовала 1 августа, 22 августа была инициирована вторая волна. В первые часы после начала продаж большая часть базовых билетов стоимостью 3 тыс. руб. была выкуплена. За два дня до мероприятия в продаже оставались только самые дорогие билеты: место в центральной части амфитеатра стоило 96 тыс. руб. На балконах и в конце амфитеатра— 12,6 тыс. руб. На «Авито» также доступны билеты с рук, убедился корреспондент РБК, их стоимость— от 6 тыс. до 12 тыс. руб.
- Монетизация телевизионных шоу обычно также осуществляется за счет продажи прав на трансляцию. Показывать шоу в России будет «Первый канал». Но в пресс-службе «Первого канала» на вопросы РБК об условиях предоставления прав на трансляцию не ответили.
- Условия аренды «Live Арены», построенной в 2019 году группой «Сафмар» Михаила Гуцериева и рассчитанной на 11 тыс. человек, в публичном доступе отсутствуют. Два источника РБК на концертном рынке утверждают, что аренда этой площадки с учетом дней застройки и разбора декораций, а также предоставления технического обеспечения стоит порядка 50 млн руб. Ещеодин источник, знакомый с условиями сотрудничества «Live Арены» и оргкомитета конкурса, сообщил, что «площадка сдается в аренду на возмездной основе, но в связи с имиджевой значимостью события для самой площадки стоимость аренды отличается от стандартной». Представители Гуцериева и самой «Live Арены» на вопросы РБК не ответили.
- Денежный приз за победу в международном музыкальном конкурсе «Интервидение» составит 30 млн руб. Победителю также будет вручен Кубок «Интервидения». По правилам конкурса, первое место не может быть разделено между несколькими исполнителями.
На момент публикации в оргкомитете «Интервидения» на вопросы РБК не ответили.
Сколько стоит организация «Евровидения»
Прототип «Интервидения»— «Евровидение» нередко становится одной из самых дорогих концертных трансляций в Европе. Ее стоимость зависит от таких факторов, как возможности принимающей страны, спонсорские пакеты и стоимость вступительного взноса, который платит каждая участвующая телекомпания. Одним из самых дорогих в истории конкурса считается шоу в Копенгагене (Дания) в 2014 году, стоившее $60 млн. Большая часть этой суммы была направлена на строительство концертной арены.
На проведение «Евровидения» в 2009 году в Москве было потрачено порядка $44 млн. Из них около $6 млн выделил EBU, еще по 1 млрд руб. и 200 млн руб.— правительство и московские власти соответственно. Спонсорами шоу тогда выступали Райффайзенбанк, Schwarzkopf, «Ростелеком», PepsiCo, Mary Kay и Gold Mine Beer, официально стоимость спонсорских пакетов не раскрывалась.
Как обсуждают «Интервидение» в СМИ и соцсетях
«Интервидение» стало одним из самых обсуждаемых событий в медиапространстве и соцсетях, подсчитали по запросу РБК в исследовательской компании Brand Analytics. За последний год— с сентября 2024-го по август 2025-го— совокупный объем упоминаний конкурса по всем интернет-платформам превысил 209,9 тыс. сообщений.
Русскоязычные соцмедиа стали основным драйвером обсуждений, сформировав 88% от общего медиапотока, отмечают в Brand Analytics. «Зафиксировано более 185,2 тыс. упоминаний в блогах, микроблогах, социальных сетях и на тематических форумах»,— говорится в отчете. Еще 12% упоминаний обеспечили онлайн-СМИ, новостные и развлекательные порталы. Этот сегмент, по мнению Brand Analytics, «важен для формирования официального информационного поля и доверия аудитории».
Анализ динамики показывает непостоянный, волнообразный характер обсуждений, что типично для крупных медиасобытий, констатируют в Brand Analytics. Абсолютный пик активности пришелся на июнь 2025 года. В этом месяце было зафиксировано рекордное количество упоминаний: 48,4 тыс. в социальных медиа и еще 4,7 тыс.— в онлайн-СМИ. «Этот всплеск был обусловлен, вероятно, такими ключевыми событиями, как официальное объявление полного списка стран-участниц, представление артистов и членов жюри, а также старт масштабной промокампании в медиа»,— отмечают в Brand Analytics.
Общий тон обсуждения конкурса аналитики характеризуют как «стабильно положительно-нейтральный». «Доля резко негативных или скандальных сообщений минимальна, что говорит об эффективной работе оргкомитета и правильном позиционировании события»,— говорят в Brand Analytics. В сообщениях с положительной тональностью отмечают историческую значимость конкурса, культурный обмен и симпатию конкретным артистам. «Незначительная доля негатива, как правило, связана не с сутью конкурса, а с частными вопросами: техническими моментами, субъективными оценками выступлений или дискуссиями вокруг отдельных личностей»,— резюмируют в Brand Analytics.
Читайте РБК в Telegram.
No comment