Юрий Максимов рассказал о нехватке смелости в диалоге бизнеса с властями
Сюжет
Радио РБК
Бизнесу не хватает смелости диктовать необходимые для развития изменения, поделился бизнесмен Юрий Максимов в эфире Радио РБК. Это, по его мнению, в конечном счете мешает развитию самих компаний и конкурентоспособных продуктов
Юрий Максимов
Главным препятствием для эффективного взаимодействия между малым и средним бизнесом и государством остается недостаток инициативности и смелости со стороны предпринимателей. Такое мнение в эфире Радио РБК высказал сооснователь фонда «Сайберус» и компании Positive Technologies Юрий Максимов, участвуя в дискуссии об итогах совместного опроса РБК и «Опоры России» о настроениях в предпринимательской среде.
Экономика
Он отметил, что малый и средний бизнес в кооперации могут создавать продукты с высокой добавленной стоимостью, которые оказываются гораздо более конкурентными, чем аналогичные продукты, созданные внутри одной крупной корпорации. Но для этого понадобятся адаптация системы госуправления, изменения налоговой модели. По словам Максимова, он верит, что бизнес сможет пролоббировать подобные изменения.
«Мы все время ждем от кого-то, что они все наши проблемы поймут, осознают, придумают и решат. Так невозможно. Если у тебя есть идеи,собирайся, предлагай. У насже сейчас, как я вижу, взаимодействие между частным бизнесом и государством выглядит так, что государство очень сильно слышит частный бизнес. Просто предлагайте разумные вещи, направленные на то, чтобы экономика росла. Проблемы в отсутствии идей нет, смелости не хватает»,— отметил он.
По результатам опроса, который был проведен на первой неделе сентября среди членов правления и президиума «Опоры России», выяснилось, что за три года пессимистов стало больше: 57% респондентов считают, что до конца года экономика пойдет на спад, 74% заявили о нехватке финансово-кредитных ресурсов, 70% респондентов считают недостаточными меры поддержки со стороны государства за последние три года. Осенью 2022 года 42% бизнесменов ожидали восстановления экономики, 30%— готовились к спаду, еще 28%— с ответом затруднились. Почти никто на тот момент не проводил сокращения персонала на фоне специальной военной операции (87%), у половины (55%) не было проблем с кадрами и даже финансами— об отсутствии проблем с доступом к финансированию заявили 78% респондентов.
На вопрос о том, как компании IT-отрасли пережили последние три года, он ответил: «По-разному». «С одной стороны, уровень поддержки IT за последние несколько лет увеличился. С другой— частный бизнес хорош тем, что он порождает очень конкурентные продукты, он быстрый, рискованный. И здесь получается такое противоречие, то есть чем больше поддержки, тем больше частный бизнес становится какбы продолжением государственной системы»,— говорит Максимов. По его словам, в будущем нужно ориентироваться на то, как меняется мир, что свободная торговля, как ее понимали в последние годы, меняется, возникают блоки, новые союзы, peer-to-peer торговые процессы.
Сооснователь «Сайберуса» и Positive Technologies считает, что занять свое место в этой новой системе российскому бизнесу поможет кооперация. «У нас в стране достаточно благоприятные условия для ведения бизнеса. Налоговая модель, если сравнивать с западными странами, намного мягче. Но помогаетли нам это делать конкурентные продукты в мировых масштабах или нет? Конкурентность российского бизнеса в России достаточна для того, чтобы делать этот бизнес здесь. Но в глобальных масштабах нет. Для тогочтобы нам выходить на мировые рынки, нам нужно поднимать вот эту планку [конкурентоспособности]. Эту планку невозможно поднять в одиночку. Нам нужно выходить [на зарубежные рынки] целыми логистическими цепочками. Договариваться с партнерами о том, что мы предлагаем альтернативу [продуктам, сделанным по] западным лекалам».
При этом Максимов также отметил, что западные санкции сегодня фактически превратились в знак качества для наших партнеров: «То, что компания санкционная, то, что глобальный западный рынок не хочет, чтобы эта компания была хорошо представлена на мировом рынке, — это хорошее свидетельство».
По его словам, сейчас компании, занимающиеся кибербезопасностью, могут продавать свои решения за рубежом, но продажи идут «очень тяжело» из-за конкуренции с западными вендорами. «Но если ты собираешься в группы 10–15 компанийи вы продаете уже, по сути, не отдельно взятый продукт отдельно взятой компании, а некое изменение индустрии, актуальное на сегодняшний день, то ты можешь предложить вкупе такое конкурентное решение, которое тотже Запад не предлагает»,— указал он. Как пояснил Максимов, такая модель строится дольше, на это требуются годы. Он напомнил, что западные компании сформировали для себя среду, «где принято покупать западные продукты». Она охватывает аналитические агентства, маркетинг, обучение ключевых сотрудников, в том числе в дружественных России странах. «С помощью одного продукта изменить это тяжело»,— считает Максимов.
При этом Максимов также отметил, что важно «перестать выживать и начать думать о том, как эту ситуацию использовать для того, чтобы стать по-настоящему великими, большими, комфортными, удобными для людей. «Все сложности, которые сейчас происходят в стране, с одной стороны, делают жизнь тяжелее предпринимателям, частному бизнесу. С другой стороны, они стимулируют нас делать вещи, которые нам давно пора было делать»,— подытожил он.
Юрий Максимов— IT-предприниматель и общественный деятель, сооснователь компании Positive Technologies и фонда развития результативной кибербезопасности «Сайберус». В 2024 году он стал долларовым миллиардером— тогда рыночная стоимость пакета из 34,2 млн акций, принадлежащих Максимову, достигла почти 100 млрд руб.($1,2 млрд по текущему курсу). В ноябре 2024-го фонд «Сайберус» купил долю в компании F6 (до ребрендинга— F.A.C.C.T., создана на базе российских активов компании Group-IB).
Читайте РБК в Telegram.
No comment