Объем трат на аренду самокатов снизился впервые за пять лет

Россияне стали тратить меньше денег на аренду самокатов, а поездки стали короче. Такая тенденция, по мнению экспертов, сохранится и дальше в связи с тем, что самокаты стали воспринимать как транспорт, а не развлечение

Объем трат на аренду самокатов снизился впервые за пять лет

Объем потребительских расходов на аренду электросамокатов в деньгах впервые за пять лет продемонстрировал отрицательную динамику. Во втором квартале 2025 года россияне потратили на кикшеринг на 5% меньше, чем годом ранее, несмотря на рост числа поездок. Такие данные приводятся в исследовании сервиса моментальных платежей T-Pay от Т-банка.

Количество транзакций при этом увеличилось на 17% год к году. По мнению аналитиков, это говорит о смене модели потребления: самокаты все чаще используются для коротких поездок по необходимости, а не для длительных прогулок.

Снижение среднего чека подтвердили РБК и крупнейшие участники рынка— Whoosh и «МТС Юрент». Как сообщил РБК представитель Whoosh, выручка на поездку в первом полугодии 2025 года сократилась на 5% из-за сокращения ее продолжительности. «В 90% случаев самокаты нашего сервиса используют по транспортному сценарию— чтобы быстро доехать от точки А в точку Б. В контексте внедрения кикшеринга в транспортную систему это положительный тренд»,— отметил представитель компании.

В 2024 году объем российского рынка кикшеринга составил 31,1 млрд руб., что на 39,8% выше показателя 2023 года. Сервисами аренды электросамокатов за год воспользовались 25,3 млн человек, количество уникальных пользователей увеличилось на 20,6%, а количество поездок за сезон— на 33,1%, до 281,6 млн штук. Лидерами рынка являются Whoosh, «МТС Юрент» и Yandex Go, совместно занимая 96,8%.

С чем связан тренд

Основная причина падения рынка в денежном выражении— сокращение среднего чека, говорится в исследовании T-Pay. За поездку на самокате пользователи стали платить в среднем на 19% меньше, чем год назад. Во втором квартале средняя стоимость поездки составила 101 руб., а к концу года, по прогнозам аналитиков, может снизиться до 95 руб. По данным Whoosh, на спрос в этом сезоне повлияли плохие погодные условия в центральной России, регулярные сбои мобильного интернета, а также временное сокращение необязательных трат населения. Представитель Whoosh добавил, что компания уже адаптирует бизнес к новым условиям, оптимизируя расходы и перераспределяя парк самокатов в регионы со стабильным спросом.

Объем трат на аренду самокатов снизился впервые за пять лет

Представитель «МТС Юрент» снижение среднего чека объясняет закреплением транспортного сценария использования самокатов. Так, 90% поездок в крупных городах— это поездки до 20 минут, и большинство «частотных пользователей» имеют подписку, которая позволяет арендовать самокат без платы за старт, что также влияет на средний чек, пояснил он. Кроме того, на снижение показателя повлияла новая тарифная механика, внедренная всеми участниками рынка в этом году (опции «Пакеты минут», которая позволяет покупать минуты оптом вместо поминутной тарификации).

Большинство (80%) пользователей сервиса «Яндекс Go» также совершают короткие поездки, маршруты которых повторяются— чаще всего это поездки от транспортного узла до работы и обратно, рассказал РБК представитель этого сервиса. По его словам, для развлечения самокаты в сезоне-2025 стали арендовать реже, из-за чего общая длительность поездок снизилась год к году. По сравнению с прошлым сезоном в Москве поездки стали короче на 6%, в Санкт-Петербурге— на 9%, в Екатеринбурге— на 5%, дополнил представитель.

Раньше в среднем в Москве и других крупных городах на транспортные поездки приходилось около 70% всех поездок, остальное— на поездки для развлечения, говорит директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. По ее словам, сейчас ситуация кардинально изменилась— доля транспортных поездок в крупных городах выросла до 90–95%. «Именно этим объясняется снижение среднего чека при одновременном росте количества транзакций. Поездки стали короче, но их общее число увеличилось, потому что люди все активнее интегрируют микромобильность в свою повседневную транспортную систему. Самокаты меньше воспринимаются как развлечение»,— пояснила эксперт.

Объем трат на аренду самокатов снизился впервые за пять лет

Кикшеринг из «хайпового развлечения молодежи» переходит в разряд элемента транспортной инфраструктуры— «последнюю милю», соглашается главный редактор издания «PRO Шеринг» Денис Кунгуров. Снижение среднего чека он объясняет более коротким временем аренды «транспортного сценария», чем у развлекательного формата. «При этом число аренд растет, что связано с экономией. Многие начинают вместо личного автомобиля использовать для «последней мили» самокаты, которые легче оставить у метро, чем автомобиль, и не тратиться на парковку. Популярность и рост числа велодорожных зон привлекает более старшее поколение от 35 лет и старше»,— отметил он.

Что дальше

Восстановления прежних показателей продолжительности поездок не произойдет ни в этом сезоне, ни в следующем, считает Эрдман. По ее словам, транспортные поездки на самокатах по своей природе короткие— обычно в пределах 15–20 минут, что полностью соответствует логике использования микромобильных средств.

Стоит ожидать продолжения снижения в динамике затрат потребителей, поскольку транспортный сценарий для них более привлекателен как альтернатива личной машине, каршерингу и такси, считает Кунгуров. Ключевыми факторами такой тенденции он назвал экономию средств и рост доверия к кикшерингу как части транспортной мобильности в крупном городе на фоне роста пробок и стоимости автомобильной парковки.

Он считает, что транспортный сценарий будет увеличивать период сезона аренды, поскольку на работу или в магазин нужно ездить круглый год. Некоторые операторы разрабатывают и тестируют высокопроходимые самокаты для передвижения зимой, отметил эксперт.

Снижение затрат на поездки, по словам Кунгурова, в стратегическом плане выгодно крупным и средним операторам аренды. «Во-первых, растет число постоянных клиентов, во-вторых, улучшается таргетирование услуг таким пользователям, что повышает монетизацию через разные каналы продаж»,— поясняет он. Если клиент каждый день едет по одному и томуже сценарию, можно сформировать его цифровой профиль и потребительский портрет, внося в разные обезличенные целевые группы для маркетинга. «Такие группы можно успешно продавать рекламодателям, которые располагаются на пути маршрута пользователя. Сервисы кикшеринга, которые связаны с IT-гигантами или телеком-операторами, могут увеличивать кросс-продажи внутри своей экосистемы»,— добавляет Кунгуров.

Читайте РБК в Telegram.

Источник

No comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *