В России запланировали пилотный запуск онлайн-продаж энергетиков и вина
В России запланировали пилотный запуск онлайн-продаж энергетиков и вина
Эксперимент по онлайн-продаже энергетиков по биометрии может начаться в конце этого года, а российских вин — во второй половине 2026-го. Такие сроки заложены в план пилотного проекта по продаже товаров с возрастными ограничениями
Онлайн-продажу российских вин могут разрешить с августа 2026 года, следует из правительственного плана пилотного проекта по дистанционной продаже товаров с возрастными ограничениями, с которым ознакомился РБК. Его содержание подтвердил источник, знакомый с инициативой, дополнив, что, скорее всего, сроки «сдвинутся вправо». По его словам, власти рассматривают эксперимент как меру борьбы с серымрынком дистанционной продажи алкоголя.
Из плана следует, что для начала пилота по продаже российского вина онлайн нужно будет внести изменения в законодательство и интегрировать инфраструктуру онлайн-доставки с ЕГАИС (система учета объема производства и оборота алкогольной продукции).
В аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко подтвердили возможность проведения пилота по дистанционной продаже российского вина с применением биометрии, отметив, что «инициатива требует формирования детальной и надежной правовой схемы», в частностипроверки работы сервиса возрастной верификации.
По плану, эксперимент по подтверждению возраста при онлайн-покупке энергетиков и ряда другихтоваров с возрастными ограничениями начнется в декабре этого года. Часть онлайн-платформ уже подтвердили, что готовы протестировать биометрию для верификации возраста, сообщил РБК представитель аппарата Григоренко. Инициатива поможет не допустить продажу товаров этой категории детям и подросткам, рассчитывает он. Параллельно осенью сервис подтверждения возраста может быть внедрен в вендинговых аппаратах и на кассах самообслуживания.
Представитель Центра биометрических технологий (ЦБТ; является оператором Единой биометрической системы, ЕБС) сообщил РБК, что они совместно с партнерами готовят к запуску сервис подтверждения возраста при покупке тонизирующих напитков в онлайне. «Для дистанционной продажи других категорий товаров, в том числероссийского вина, может использоваться аналогичное технологическое решение. Но необходимым условием для запуска доставки вина является не только готовность технологических решений, но и наличие соответствующей нормативной базы»,— отметил он.
После подведения итогов эксперимента власти могут рассмотреть возможность расширения такого способа продажи на весь перечень алкогольной и табачной продукции, следует из плана.
Как будут продавать товары для взрослых по биометрии
Чтобы воспользоваться сервисом подтверждения возраста, понадобится стандартная или подтвержденная биометрия. Стандартная биометрия регистрируется дистанционно в приложении «Госуслуги Биометрия», подтвержденная— в отделениях банков, пояснил РБК представитель ЦБТ. При покупке товаров с возрастными ограничениями в ЕБС поступает запрос о количестве полных лет покупателя. Если покупатель старше 18 лет, операция одобряется, если младше— отклоняется.
Зачем разрешать онлайн-продажу алкоголя
Легализовать онлайн-торговлю алкоголем с помощью создания специального реестра уже предлагал сенатор Андрей Клишас в 2023 году. Тогда речь шла о распространении системына весь алкоголь, а не только российское вино,покупателя же планировалось идентифицировать через ЕСИА и подтверждающие возраст документы. Но предложение так и не было реализовано.
При этом бизнес давно просит власти расширить список продукции, которую можно продавать онлайн. В июне этого года участники рынка электронной торговли, производители и продавцы вина предложили разрешить дистанционную продажу тем компаниям, у которых есть лицензия на производство и продажу российского вина. При этом розничные продавцы и маркетплейсы для продажи должны были войти в специальный реестр, а их оборот или размер чистых активов— превышать 1 млрд руб.
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предлагала не устанавливать какие-либо дополнительные финансовые критерии для отечественных производителей вина, желающих войти в реестр, и разрешить продавцам размещать предложения о продаже российского вина на своих сайтах, в приложениях или на маркетплейсах, если последние также будут включены в реестр. По версии АКИТ, критерии позволят сузить число продавцов российского вина онлайн до 500 «надежных торговых организаций», что, в свою очередь, должно «свести к минимуму риски потенциальных нарушений».
Доставлять вино, согласно предложениям бизнеса, можнонапрямую получателю или в лицензированные розничные торговые объекты. Передавать покупки нельзя будет в не разрешенное для продажи алкоголя время. За нарушение этих сроков АКИТ предлагала ввести штрафы.
«Фактически законодательный запрет действует только для добросовестных участников рынка, в то время как теневой сектор активно развивается и контролирует все интернет-продажи алкоголя»,— говорилРБК президент АКИТ Артем Соколов. Научно-исследовательский финансовый институт (НАФИ)Минфина России оценивал в 2022 году объем недополученных в связи с этим налоговых доходов в 20 млрд руб., напоминал он. А суммарный объем выпадающих доходов бюджета за 2023–2027 годы оценивается в253,7 млрд руб.
В 2023 году в России было зарегистрировано 443 винодельни. Доля представителей малого и среднего предпринимательства среди них составляет около 40% в объеме производимой продукции. «Для выхода на общероссийский рынок вина предприятиям необходимы существенные инвестиции. С учетом средней рентабельности виноделов 12–13%, снятие запрета на доставку вина позволит повысить выручку до 20% и рентабельность до 18–22%»,— оценил Соколов.
Представитель Wildberries&Russ указал, что компания позитивно оценивает потенциальный эксперимент по онлайн-продаже алкоголя и считает возможным добавить такую категорию на маркетплейс, «разумеется, с соблюдением всех необходимых требований безопасности и соблюдения возрастного ограничения по продаже алкогольных изделий». «Использование биометрических методов аутентификации моглобы стать полезным механизмом для обеспечения возможности торговли онлайн алкогольными и табачными изделиями. Если будет принято решение о запуске эксперимента, будем готовы его поддержать»,— сообщил он.
«Такие меры обезопасят покупателей и дадут им возможность заказывать в онлайне качественную продукцию от российских виноделов. Мы рассматриваем возможность участия в эксперименте. А если говорить о технической интеграции— меры, которые предлагает правительство, реализуемы на практике. Со своей стороны мы, как и другие участники рынка, ждем подробностей»,— сообщил РБК представитель «Яндекс Маркета».
В Ozon также подтвердили планы участвовать в пилотном проекте. «Это позитивная инициатива, которая станет поддержкой отечественного виноделия»,— сообщил представитель компании.
Читайте РБК в Telegram
No comment