Операторы и банки поспорили, кто должен возмещать ущерб от мошенников

Вопрос, кто должен возмещать ущерб от действий мошенников, вызвал дискуссию бизнеса. В рамках обсуждения второго антифрод-пакета ответственность делится: банки отвечают за средства на счетах, операторы — за «кошельки» мобильных

Операторы и банки поспорили, кто должен возмещать ущерб от мошенников

Операторы связи и финансовые организации не могут договориться, кто должен возмещать убытки их клиентам от действий мошенников, совершенных с помощью средств коммуникации. О продолжающейся дискуссии РБК рассказали три источника на рынке и телекоммуникаций и финансов. Последнее совещание по этой теме состоялось 6 августа, в нем приняли участие операторы связи МТС, «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), «МегаФон», «Т2 РТК Холдинг» (бренд Т2), представители банковской сферы— ВТБ, Сбербанка, Газпромбанка и Т-банка, а также представители Минцифры, рассказал РБК источник, участвующий в обсуждении.

Спор возник на фоне обсуждения так называемого второго антифрод-пакета— набора мер по борьбе с мошенничеством. Первый был принят в марте. В него вошло более 30 инициатив, в том числе запрет на использование иностранных мессенджеров госслужащими и сотрудниками банков, обязательная маркировка звонков, блокировка спама и т.д.

В текущей версии второго антифрод-пакета предусмотрено, что возмещать средства, которые мошенники похитили с банковского счета, должны банки, а средства, украденные со счета мобильного телефона— операторы, следует из проекта документа (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердил представитель АНО «Цифровая экономика»). Но, по словам источников РБК, такой подход не устраивает банки— они считают, что операторы связи должны возмещать средства, украденные с банковских счетов, если пропустили мошеннический звонок или несвоевременно передали банкам данные об абонентах. Операторы связи, в свою очередь, настаивают, что пропуск такого звонка может быть следствием неправильной работы антифрод-системы, кроме того, банки сами создали финтехсервисы для удобства людей, которыми теперь пользуются мошенники.

Как пояснил РБК представитель Минцифры, сейчас идут обсуждения этого вопроса, вырабатывается решение, которое учитывалобы позиции всех сторон. По его словам, банкам и операторам связи потребуется подключиться к единой госинформсистеме (ГИС) «Антифрод» для взаимодействия между собой и государством в рамках борьбы с мошенничеством. Сейчас проводится пилотный проект по такому взаимодействию, в его рамках прорабатывают вопросы автоматизации форматов предоставления данных о правонарушениях, подготовки предложений об архитектуре ГИС «Антифрод» и ее компонентов, определения сценариев по противодействию правонарушениям. Запуск ГИС «Антифрод» планируется к 1 марта 2026 года.

Что такое «Антифрод» и как он должен работать

В марте 2025-го Минцифры запустило пилотный проект по созданию единой ГИС «Антифрод». Создание платформы предусмотрено первым антифрод-пакетом. Во втором пакете есть ряд положений, которые вводят дополнительные меры для работы ГИС,— обязательство операторов связи по информированию банков о мошеннических звонках, SMS и других признаках афер. Эта информация, согласно проекту, должна передаваться банкам через ГИС на основании коммерческого договора и станет основой для оперативного взаимодействия в рамках новой платформы. Национальный совет финансового рынка (НСФР, некоммерческое партнерство; включает ВТБ, Совкомбанк, Россельхозбанк, Альфа-банк и еще несколько десятков финансовых организаций) ранее предлагал сделать такую передачу безвозмездной. Участниками пилота стали Минцифры, ФСБ, Росфинмониторинг, ФСТЭК, Генпрокуратура, МВД, Банк России, кредитные организации, операторы связи и другие организации.

Какие аргументы у банков

Оценки ущерба от телефонного мошенничества за 2024 год разнятся: «Сбербанк» называл цифру в 295 млрд руб., тогда как Банк России фиксировал 27,5 млрд руб., из которых 26,9 млрд руб. украдены у физических лиц. Операторы связи ежедневно блокируют миллиарды подозрительных звонков: только МТС за первое полугодие 2025 года заблокировала 1,5 млрд вызовов, что на 6% больше, чем годом ранее. Отдельные граждане подвергаются массовым атакам— рекордным стал случай с жителем Москвы, которому пытались дозвониться более 46 тыс. раз.

Одна из проблем, которая мешает эффективно защищать людей от мошенников, ― недостаточная вовлеченность операторов связи в процесс обмена информацией с заинтересованными сторонами, заявил РБК представитель Сбербанка. По его словам, информацию, которая необходима для защиты людей от мошенничества, операторы связи представляют за деньги, что «недопустимо в контексте безопасности и сохранности средств россиян». Сбербанк считает, что операторов связи нужно обязать безвозмездно и своевременно передавать в ГИС «Антифрод» информацию о факте и дате прекращения оказания услуг; дате и времени замены SIM-карты; факте включения или отключения услуги переадресации звонков; данных о смене устройства абонента (номер IMEI); выпуске дополнительных SIM-карт на имя гражданина.

По словам представителя банка, также необходимо ввести финансовую ответственность операторов перед гражданами за ущерб, причиненный неполучением или несвоевременным предоставлением этой информации. В случаеже своевременного и полного предоставления этой информации операторами ответственность целесообразно возлагать на банки, считает он.

Вовлечение операторов связи в проблему противодействия мошенничеству— верное решение, финансовый и телеком-рынки вместе смогут сделать значительно больше, считает представитель Т-банка. Набор данных, критерии определения мошенника и другие детали работы, по его словам, сейчас в активной фазе совместного обсуждения.

В ВТБ от комментариев отказались. В Газпромбанке на момент публикации не ответили за вопрос РБК.

Какие аргументы у операторов

Представитель «Т2 РТК Холдинга», говоря о платной передаче данных в ГИС «Антифрод», отметил, что «тут важно найти разумный баланс между данными, которые будут передаваться ГИС «Антифрод» бесплатно, и данными, которые предоставляются банкам по коммерческим договорам». Он пояснил, что это разные данные, и сейчас банки хотят, чтобы операторы передавали безвозмездно сведения, которые предоставляются на коммерческой основе. «Более того, эти данные у крупных банков уже есть, и передача их на безвозмездной основе не повлияет на эффективность борьбы с мошенничеством. Настаивая на бесплатности, банки в первую очередь заботятся о сокращении своих расходов»,— уверен он.

При этом, по словам представителя компании, все существующие механизмы по выявлению мошенников— «вероятностные, и пока нет гарантированных способов определить вызов как мошеннический». Кроме того, есть риск недоведения до клиента полезных вызовов, что является неисполнением прямой обязанности оператора связи.

Источник РБК на телеком-рынке говорит, что операторы не согласны с попытками банков переложить на них ответственность за безопасность банковских сервисов. По его словам, банки сами создали удобные для людей онлайн-сервисы (вроде снятия денег по QR-коду, мгновенных переводов и онлайн-кредитов), которые одновременно облегчили мошенникам доступ к счетам. Теперьже банки, по словам собеседника, хотят возложить вину за уязвимость этих сервисов на операторов связи. «Операторы готовы отвечать только за безопасность средств на лицевых счетах абонентов, где у операторов есть контроль и прямая обязанность по защите, предусмотренная законом»,— считает собеседник РБК.

В «ВымпелКоме», «МегаФоне» и МТС отказались от комментариев.

Читайте РБК в Telegram.

Источник

No comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *