Онлайн-ретейлеры попросили не снижать порог начисления НДС по «упрощенке»
Сюжет
Налоги для юридических лиц в 2025 году
Участники рынка интернет-торговли попросили власти отложить снижение порога для начисления НДС по упрощенной системе налогообложения. Они опасаются падения продаж, ухода части игроков с рынка и роста конечных цен
Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК; в нее входят владельцы пунктов выдачи заказов, поставщики маркетплейсов, небольшие онлайн-магазины и частные службы доставки и фулфилмента) направила председателю правительства Михаилу Мишустину письмо с просьбой отложить снижение порога обязательного начисления НДС для предпринимателей и компаний на упрощенной системе налогообложения (УСН). Копия документа есть у РБК, его подлинность подтвердил представитель ассоциации.
Речь идет о поручении президента России, которое он дал в июне: до 1 декабря проработать корректировку параметров УСН для организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере торговли, в том числе снизить размер дохода, по достижении которого они признаются плательщиками НДС, и предусмотреть поэтапный отказ от применения ими УСН.
С 2025 года в рамках налоговой реформы организации и ИП на УСН признаны плательщиками НДС, но бизнес, доходы которого не превышают 60 млн руб. в год, автоматически освобождают от уплаты налога. Компании и предприниматели на УСН с доходами от 60 млн до 450 млн руб. могут применять пониженные ставки НДС: 5%— при доходах от 60 млн до 250 млн руб. и 7%— от 250 млн до 450 млн руб.
До 2025 года верхняя планка для применения режима УСН составляла 265,8 млн руб. С этого года также повышен лимит средней численности сотрудников со 100 до 130 человек.
Какие риски в снижении порога
В письме АУРЭК указывает, что компании с оборотом ниже 60 млн руб.— это малый бизнес, для которого переход на уплату НДС приведет к увеличению налоговой ставки на 5 процентных пунктов (с 6–15% при УСН до 11–20% в зависимости от выбранной налоговой базы). Продавцы на маркетплейсах, «где конкуренция особенно высока», будут вынуждены добавить к цене 5% и потеряют «ценовое преимущество перед теми, кто не является плательщиками НДС», пишет ассоциация. Это приведет к снижению продаж, уходу части игроков с рынка и росту цен для конечных потребителей, опасаются авторы обращения. Повысится и риск перетока малых бизнесов в теневой сектор, менее наблюдаемые каналы продаж, такие как «доски объявлений», социальные сети и т.д., что приведет к падению доходов бюджета, предупреждают в АУРЭК.
«Любое снижение порога с 60 млн руб. в текущих экономических условиях будет убивать малый и средний бизнес. Наша позиция основана на анализе реальных операционных моделей предпринимателей, работающих на маркетплейсах. Для бизнеса с оборотом 30–60 млн руб. переход на НДС— это колоссальный рост фискальной нагрузки и серьезное усложнение администрирования»,— заявил РБК представитель АУРЭК. По его словам, снижение порога может поставить под вопрос рентабельность многих компаний, работающих при невысокой текущей маржинальности после всех издержек, включая закупку, логистику, маркетинг, комиссии площадок и зарплаты. Компании, достигшие оборота в 30 млн руб., уже испытывают давление от возросшего контроля и рыночных издержек— роста комиссий маркетплейсов и проверок ФНС и прокуратуры, указал представитель ассоциации.
Ассоциация попросила правительство проанализировать первые результаты налоговой реформы 2025 года и только потом принимать решение о дальнейшем снижении порогов и увеличении налоговой нагрузки, чтобы дать бизнесу адаптироваться к новым условиям, оценить риски и цели дальнейших изменений.
АУРЭК поддержал представитель Wildberries. По его мнению, снижение порога для малого бизнеса будет означать не только увеличение налоговой нагрузки, но и рост административно-бюрократических расходов. «Изменения затронут бизнес, который ранее не работал с НДС и не обладает ни достаточными знаниями, ни инструментами для соблюдения новых требований»,— отметил представитель крупнейшего российского маркетплейса. Он также обратил внимание, что бизнес до сих пор приспосабливается к изменениям после налоговой реформы, проведенной в начале 2025 года.
Представители Ozon и «Яндекс Маркета», а также Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) и «Деловой России» отказались прокомментировать предложение отложить решение.
Партнер Data Insight Федор Вирин отметил, что торговля на маркетплейсах действительно в некоторой степени зависит от очень небольших ИП с выручкой до 100 млн руб. в год. «Их доля постепенно снижается и сейчас составляет менее трети всего товарооборота на маркетплейсах. В тоже время это почти 500 тыс. ИП, которые продают что-то на маркетплейсах, обеспечивая свои семьи и, возможно, семьи некоторого числа их работников. Повышение налоговой нагрузки на эти компании снизит их конкурентоспособность, ускорит процесс умирания»,— считает Вирин. Среди этих микробизнесов есть не только продавцы, но также производители каких-то небольших партий уникальных товаров, например российские дизайнеры одежды, которые тоже могут частично потерять конкурентоспособность. В тоже время партнер Data Insight считает, что сейчас селлеры на маркетплейсах находятся в лучших условиях по сравнению с офлайн-торговцами и речь идет о выравнивании условий ведения бизнеса.
О корректировке УСН в сфере торговли Путина попросил совладелец Hoff Михаил Кучмент на встрече президента с представителями общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Бизнесмен заявил, что действующими мерами поддержки активно пользуются недобросовестные компании, которые не уплачивают НДС, применяя практики дробления бизнеса, особенно в онлайн-торговле, в то время как раньше они были ограничены только несетевой розницей и рынками. Кучмент предложил сохранить льготные режимы для производственных компаний, сферы услуг и несетевых магазинов, где эти меры, по его словам, действительно работают как «точки роста».
Глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров в ответ на предложение предпринимателя указал, что с 2025 года идет эксперимент по обмену данными о продавцах на крупнейших интернет-платформах. Но его задача не ликвидировать «дробленщиков», а корректировать и стимулировать их переходить на общую систему налогообложения до того, как они наберут большую массу продаж.
РБК направил запрос в правительство, ФНС и Hoff.
Читайте РБК в Telegram.
No comment