Yota и «СберМобайл» резко снизили число отказов в переносе номеров

Yota и «СберМобайл» резко снизили число отказов в переносе номеров

Сюжет
Эксклюзивы РБК

За последние полгода Yota и «СберМобайл» снизили процент отказов абонентам в переходе к другим операторам с сохранением номера. Но в целом по рынку компании удовлетворяют менее 50% заявок клиентов

Yota и «СберМобайл» резко снизили число отказов в переносе номеров

За последние шесть-семь месяцев у операторов «СберМобайл» и «Скартел» (бренд Yota) резко снизилось число отказов в процедуре MNP (mobile number portability— переход к другому оператору с сохранением своего номера мобильного телефона). Это следует из опубликованной в отраслевом журнале «Электросвязь» статистики «НИЦ Телеком», который является оператором базы данных перенесенных номеров (отвечает за технический процесс передачи номера и поддерживает корректную маршрутизацию звонков и сообщений после этого).

С июля по сентябрь прошлого года «СберМобайл» отказывал абонентам, желающим перейти к другому оператору, в 75–82% случаев, а в апреле нынешнего года показатель составлял 23%. У «Скартела» с июля прошлого года по апрель текущего показатель снизился с более 80до 45%.

Возможность переходить к другому оператору со своим номером мобильного в России появилась с конца 2013 года. Сейчас можно переносить номер между операторами, работающими в одном регионе. Клиент не сможет перенести номер к другому оператору, если не погасит долг перед компанией-донором (той, от кого уходит).

Yota и «СберМобайл» резко снизили число отказов в переносе номеров

В среднем за последний год у всех мобильных операторов процент отказов снизился с 65до 54%. Наиболее высоким показатель остается у компании «Екатеринбург-2000», которая оказывает услуги под брендом «Мотив» в Свердловской и Курганской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах: последние полтора года он держится на уровне 94,5–97%. Наиболее низкий— у «Т-Мобайла» (оператор Т-банка)— 11–14%.

У операторов «большой четверки» за последний год процент отказов в целом почти не менялся: у МТС он колебался с 61до 71%, у «МегаФона»— с 45до 63%, у «Т2 РТК Холдинга» (бренд Т2)— с 51до 60%, у «ВымпелКома» («Билайн»)— с 54до 64%.

Всего в 2024 году было перенесено более 2,97 млн номеров, а в первом квартале этого— 1,21 млн. «НИЦ Телеком» не раскрывает данные, от каких операторов и к каким уходили абоненты с сохранением номера.

Как пояснил замгендиректора, руководитель аппарата «НИЦ Телеком» Владимир Рисман, в целом спрос на услугу растет —например, в феврале поступило на 15% больше заявок по сравнению с темже месяцем 2024-го. Снижение доли отказов в переносе на сетях «Скартела» и «СберМобайла», по его мнению, может быть связано с оптимизацией процессов на стороне каждого из операторов и постоянной актуализацией абонентской базы.

Рисман напомнил, что с 1 сентября должна заработать процедура независимого арбитража. В конце прошлого года правительство приняло новую редакцию Правил оказания услуг телефонной связи, в которой прописано, что «НИЦ Телеком» будет сверять сведения об абонентах, то есть выступать независимым арбитром в процессе MNP. Как пояснил Рисман, 1 июля начались тестовые испытания нового программного обеспечения для проведения такого арбитража. В них участвуют «ВымпелКом», «МегаФон» и «Т2 РТК Холдинг». По прогнозу топ-менеджера «НИЦ Телеком», после введения независимого арбитража для абонентов смена оператора без потери номера станет более удобной, а для рынка борьба за клиентов будет идти по правилам, так как в игре появится независимый арбитр. «Процесс переноса станет прозрачным, и неправомерные отказы со стороны операторов-доноров в связи с несовпадением сведений об абонентах будут исключены»,— рассчитывает он.

Почему операторы отказывают в MNP

Глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков отмечает, что, несмотря на наличие MNP, операторы стараются не отпускать от себя абонентов: предлагают дополнительные возможности, специальные тарифные планы или ставят определенные препоны— часто, если договор с абонентом был подписан несколько лет назад, последнему бывает сложно подтвердить требуемые сведения. «Скартел» и «СберМобайл», по словам Кускова, — это два ведущих виртуальных оператора мобильной связи (MVNO, работают на сетях существующих операторов), «очень легкие на подъем». Плюс у этих компаний гораздо меньше пользователей, чем у «большой четверки», поэтому они могут воспринимать MNP менее болезненно.

Yota и «СберМобайл» резко снизили число отказов в переносе номеров

«СберМобайл» в конце мая объявил, что его абонентская база превысила 3,5 млн клиентов. У Yota, по оценке TelecomDaily, около 8 млн абонентов. Для сравнения:крупнейший мобильный оператор в России МТС обслуживал 82,7 млн абонентов по итогам первого квартала.

Коммерческий директор телекоммуникационной группы «Мотив» Андрей Золотарев настаивает, что они «строго соблюдают требования законодательства» и порядок взаимодействия в рамках процедуры MNP. «Высокий процент отказов, зафиксированный аналитикой «НИЦ Телеком», обусловлен рядом факторов, которые характерны для рынка в целом. Причин отказа может быть множество, включая некорректные паспортные данные, задолженности абонентов, ошибки при заполнении заявки оператором-реципиентом, а также несоблюдение временных ограничений на перенос номера, предусмотренных законом «О связи»,— поясняетЗолотарев.Он утверждает, что за 2024 год статистика MNP была в пользу их компании: с сохранением номера к нейперешло 14,4 тыс. абонентов других операторов, аушло13,8 тыс.

Среди причин, почему абоненты уходят из«Мотива»,Золотарев назвал «попытки оптимизировать затраты на услуги связи», среди причин прихода— «лучшее покрытие сети 4G в домашнем регионе» и снижение цен в национальном роуминге. По его оценке, при здоровой конкуренции нормальным будет одинаковый показательухода и прихода абонентов по MNP.

Yota и «СберМобайл» резко снизили число отказов в переносе номеров

Представитель Yota пояснил общее снижение количества отказов в процедуре MNP в их сети тем, что с сентября прошлого года была конкретизирована процедура переноса номера и сокращен необходимый для этого перечень сведений об абоненте. Это привело к снижению процента ошибок при подаче заявлений. Вдобавокк процедуре стали внимательнее относится как абоненты, так и операторы.

Представитель «СберМобайла» отметил, что среди новых абонентов, которых компания подключила с начала года, около трети присоединились через процедуру MNP. «При этом почти половина всех заявок на переход от «большой четверки» не завершились— в среднем это около 50 тыс. заявок ежемесячно. Чаще всего в переносе номера на «СберМобайл» отказывает «ВымпелКом» (бренд «Билайн».— РБК)— в январе—июне 2025 года шестьиз десятиабонентов, которые подавали заявки на MNP, не смогли совершить переход»,— рассказал представитель «СберМобайла». По его словам, процедура MNP все еще не сильно популярна среди абонентов, но для телеком-компаний это один из самых значимых драйверов роста. Он считает здоровымдля рынка нулевой процент отказа в MNP. «Также эта процедура должна происходить моментально, так как все данные абонента уже подтверждены через «Госуслуги». На уровне оператора эти сроки вполне реалистичны. Ноочень часто операторы-доноры искусственно затягивают этот процесс, что ограничивает пользователя»,— указал он.

Представитель «ВымпелКома» заявил, что они «придерживаются неукоснительного соблюдения требований применимого законодательства в области связи». «ВымпелКом» не допускает необоснованных отказов в перенесении абонентских номеров,— заверил он.— В каждом конкретном случае, при котором происходит прекращение процесса перенесения абонентского номера, мы направляем в адрес оператора-реципиента код ошибки, из-за которой произошло такое прекращение. Наиболее частыми причинами прекращения портации являются отказ самого абонента, несоответствие персональных данных в заявке и абонентском договоре, а также задолженность».

Читайте РБК в Telegram.

Источник

No comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *