МТС начнет делиться данными о геолокации абонентов с отрядом «Лиза Алерт»
МТС и «Лиза Алерт» запускают сервис для поиска пропавших. Уже несколько лет с этим отрядом сотрудничает «ВымпелКом», но передавать геоданные, даже при пропаже человека, по текущему законодательству можно лишь в отдельных случаях
МТС
MTSS
₽217,55
+0,28%
Купить
МТС и поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» запустили «МТС.ГеоПоиск»— сервис для поиска пропавших людей, сообщила РБК гендиректор компании Инесса Галактионова в кулуарах конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР).
Сервис будет бесплатно доступен абонентам МТС — физическим лицам. Подключить его можно в приложении МТС в разделе «Защитник» или в «Семейной группе», при этом пользователю необходимо дать согласие на передачу данных о его местоположении и заряде мобильного устройства в поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» в случае возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС). Поисково-спасательный отряд сможет получить данные GPS, Wi-Fi и к какой базовой станции подключалось мобильное устройство пропавшего. Точность данных составляет от 50 до 150 м в зависимости от модели устройства и застройки местности. Как заявила Галактионова, это будет первый сервис на рынке, который позволит родственникам пропавшего обратиться в «Лизу Алерт» и получить за несколько минут данные о месте нахождения человека в режиме реального времени.
Информация будет передаваться автоматически сразу после поступления запроса от «Лиза Алерт». Как пояснила глава МТС, данные будут передаваться через зашифрованный канал и интерфейс, которые были разработаны специально для работы с «Лиза Алерт». По ее словам, сервис не будет нарушать существующее законодательство.
Что такое «Лиза Алерт»
«Лиза Алерт» был создан осенью 2010 года для поиска четырехлетней Лизы Фомкиной, пропавшей вместе с тетей в лесу в Орехово-Зуево. Их искали почти 500 добровольцев, но спустя девять дней смогли обнаружить лишь тела— и Лиза, и ее тетя умерли от переохлаждения. После этого участники поиска решили объединиться, чтобы не допустить повторения подобных трагедий. Всего с 2010 года в поисково-спасательныйв отряд «Лиза Алерт» поступило более 300 тыс. заявок на поиск пропавших, почти 260 тыс. человек были найдены.
С 2012 года «Лиза Алерт» сотрудничает с «ВымпелКомом» (бренд «Билайн»). Этот оператор предоставляет отряду бесплатную горячую линию для получения заявок на поиск людей и свидетельств от очевидцев; организовал сервис СМС-информирования добровольцев о том, что в районе, где они проживают, проходят поиски пропавшего; на основе своей big data оповещает потенциальных свидетелей, то есть тех, кто бывает в том месте, где может находиться пропавший человек; в 2021 году внедрил технологию искусственного интеллекта для обработки снимков, которые делают дроны на территории, где, предположительно, пропал человек. Кроме того, «ВымпелКом» предоставляет отряду специальные роутеры, которые агрегируют сигнал нескольких операторов мобильной связи для увеличения скорости мобильного интернета и обеспечения устойчивой связи в труднодоступной местности.
Почему геолокацию не всегда используют для поиска пропавших
В середине апреля глава «ВымпелКома» Сергей Анохин, выступая на конференции Data Fusion, говорил, что они вместе с «Лиза Алерт» и Минцифры обсуждают изменения в закон «О связи», которыебы разделяли персональные данные на чувствительные и общественно значимые. Это, по его словам, должно способствовать снятию ограничений на использование информации в ситуациях, когда от этого зависит жизнь человека. В текущей редакции законы «О связи» и «О персональных данных» запрещают операторам связи делиться геолокацией абонентов. Технология поиска пропавших людей по геолокации, как пояснял Анохин, может работать, только если сим-карта была оформлена на близкого родственника, который лично подтверждает свое обращение о запросе геолокации устройства, или если абонент дал согласие на предоставление персональных данных третьему лицу превентивно. При этом к моменту получения согласия или разрешения правоохранительных органов помогать человеку может быть уже поздно.
Присутствовавший на томже мероприятии глава Минцифры Максут Шадаев говорил, что технологии действительно позволяют оперативно и точно определить геолокацию, но в контексте поиска пропавших людей вопрос о тайне связи все еще остается открытым. «Ранее уже была инициатива об отмене судебного решения для доступа к этим данным, но тутже возник вопрос: а не будетли злоупотребление со стороны правоохранительных органов или третьих лиц, не всегда родственников?»— пояснил Шадаев.
Тогдаже Анохин говорил, что его компания начала тестировать с «Лиза Алерт» сервис для экстренного получения персональных данных. Как пояснил представитель «ВымпелКома», речь идет о решении, которое уже позволило помочь в построении траекторий поисков нескольких человек: более 10 раз запрашивались данные, что позволило в разы ускорить поиски и выбрать более подходящий сценарий. По его словам, компания разработала механизм оперативной передачи данных о геолокации потерявшегося человека в случае, если сим-карта оформлена на заявителя поиска (как правило, такие ситуации распространены, если номером пользуются дети или старшие родственники). Оператор разработал процедуру подтверждение личности через свою группу быстрого реагирования, которая занимается помощью клиентам в ситуациях каких-либо угроз или ЧС, и процедуру получения трека перемещения сим-карты. «Ранее на рынке такого сервиса не было, поскольку не удавалось создать механику круглосуточного предоставления геопозиции при наличии автоматизированной возможности ее выгрузки и отправки владельцу номера. Созданная процедура после реализации ряда контрольных проверок позволяет в течение нескольких минут осуществить оперативную передачу этих данных через владельца номера в «Лиза Алерт»,— сказал представитель «ВымпелКома».
По его словам, они рассматривали возможность запуска сервиса, когда клиент в приложении дает согласие на передачу данных в случаях ЧС— в «Лиза Алерт» или другие организации, но пока от такого решения решили отказаться, так как «постоянный мониторинг геолокации «высаживает» батарейку телефона, и это может быть еще более критично в ситуациях поиска». «Относительно расширения возможностей передачи данных на лиц, которые в явном виде не давали такое согласие, но терпят бедствие и нуждаются в помощи, мы продолжаем взаимодействовать с регулятором относительно необходимых законодательных изменений»,— дополнил представитель «ВымпелКома». Комментируя инициативу МТС, он отметил, что «приятно видеть, что коллеги поддерживают такие важные инициативы».
Читайте РБК в Telegram.
No comment