Сервис Tutu начал готовиться к проведению IPO
Российский сервис путешествий Tutu.ru планирует выйти на биржу, рассказали в компании. Сервис перестраивает стратегию, а в 2024 году у него сменилась структура собственности: активы перешли в закрытый ПИФ
Сервис покупки авиа- и железнодорожных билетов Tutu.ru начал перестраивать стратегию для последующего проведения IPO. Об этом РБК рассказали в компании. Детали и сроки возможного размещения в Tutu.ru не назвали. Но на фоне происходящих в компании изменений у ее головного юрлица— АО «Диджитс»— сменилась структура собственности.
Изменение структуры владения произошло в 2024 году и отражено в пояснениях к бухгалтерской отчетности компании. По состоянию на конец 2023 года конечными бенефициарами АО «Диджитс» были основатели сервиса Дмитрий Храпов и Юрий Титов, следует из документов. Но в пояснениях к бухгалтерской отчетности юрлица за 2024 год сказано, что теперь единственным акционером АО «Диджитс» выступает комбинированный закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) «МК Инвестиционные решения 2». Он находится в доверительном управлении АО «Управляющая компания «Мой Капитал».
Вопрос, изменилисьли конечные бенефициары бизнеса и кто выступает пайщиками фонда, в Tutu.ru комментировать отказались. Представитель сервиса лишь сообщил, что Дмитрий Храпов и Юрий Титов «присутствуют в Tutu.ru», а их экспертиза и опыт «окажут огромное влияние» на процесс проведения размещения. Остаютсяли они бенефициарами бизнеса, он не уточнил.
Фактические владельцы Tutu.ru изменились— сделка по продаже бизнеса состоялась в конце 2024 года, утверждают четыре источника РБК на рынке медиа, банковских структур и индустрии путешествий.
РБК направил запрос Дмитрию Храпову. Связаться с Юрием Титовым не удалось.
Кому мог быть интересен сервис
Покупателем бизнеса Tutu.ru, по словам двух собеседников РБК, выступил один из крупных российских банков. Еще двое настаивают, что сделка была закрыта в интересах лиц, связанных с Альфа-банком.
УК «Мой Капитал», под управлением которой находится ЗПИФ, ставший единственным акционером основного юрлица сервиса путешествий, до 2022 года называлась «Альфа-Капитал Альтернативные Инвестиции», а еще раньше— «КапиталЪ Управление Активами». Именно под таким названием в 2019 году компания через УК «Альфа-Капитал» вошла в структуру «Альфа-Групп», о чем сообщалось официально.
Бизнес Tutu.ru представлен еще несколькими юрлицами, которые на 100% принадлежат «Диджитс». Так, на ООО «Глобус Медиа» оформлен товарный знак сервиса, на ООО «Новые туристические технологии»— несколько товарных знаков и основной сайт компании. На последнюю компанию в апреле 2025 года также были зарегистрированы два товарных знака со словом «Альфа»: prodalfa.ru и stagealfa.ru.
В пресс-службе Альфа-банка РБК опровергли покупку Tutu.ru, хоть и отметили, что банк выступает «одним из ведущих участников рынка TravelTech и уже несколько лет активно развивает инициативы в тревел-направлении». Кроме того, в Альфа-банке заявили, что теперь УК «Мой Капитал» не имеет отношения к банку или его структурам. Когда произошла смена собственника, в банке не уточнили. Актуальная структура акционеров УК «Мой Капитал» в ЕГРЮЛ скрыта. Но, по данным СПАРК, компания зарегистрирована по томуже адресу, что и УК «Альфа-Капитал»,— в бизнес-центре «Бронная Плаза» на Садовой-Кудринской улице.
В пресс-службе Tutu.ru на вопрос о том, связаныли новые владельцы сервиса с Альфа-банком или его структурами, отказались от комментариев, но прямую покупку компании банком также опровергли.
Как банки развивают билетные сервисы
Альфа-банк активно работает на рынке путешествий с 2022 года. Тогда банк запустил сервис «Альфа-Тревел», с помощью которого можно приобрести авиабилеты, отели и туры. В апреле 2024 года Альфа-банк открыл бизнес-зал в аэропорту Шереметьево. Банк также присутствует на рынке агрегаторов билетов на развлечения. У компании есть собственный сервис «Альфа-Афиша» и доля в размере 22% в Kassir.ru.
Но «Альфа»— не единственный банк, который развивает сервисы продажи билетов. Например, у Т-банка есть собственный сервис «Путешествия» по покупке авиабилетов. А мультимедийный сервис «Афиша», агрегирующий билеты на развлекательные мероприятия,— партнер подписки «СберПрайм».
Чем известен Tutu.ru
Tutu.ru был основан в 2003 году выпускниками механико-математического факультета МГУ Дмитрием Храповым и Юрием Титовым. Изначально сайт представлял собой обновляемое расписание московских электричек. С 2006 года на сайте стали продавать билеты на поезда РЖД (первый год их доставляли курьером), с 2007 года— на самолеты. Сейчас на сайте также доступны услуги по бронированию отелей и покупке туров.
Ежемесячное количество пользователей Tutu.ru, по собственным данным сервиса, составляет 20 млн в месяц. По информации SimilarWeb, аудитория сайта в марте 2025 года достигла 31,2 млн. В российском сегменте категории «Путешествия и туризм» он занимает первое место. Для сравнения:аудитория сайта РЖД за тотже период составила 23,2 млн, Aviasales— 17,8 млн, «Яндекс Путешествий»— 17 млн.
Выручка АО «Диджитс» по РСБУ по итогам 2024 года составила 1,1 млрд руб. (плюс 25,5% год к году), чистая прибыль— 798,8 млн руб. (плюс 22,4% год к году). Но принадлежащие ему юрлица генерируют значительно большие финансовые результаты. Так, у АО «НТТ», которое занимается деятельностью туристических агентств, выручка за прошлый год достигла 9,7 млрд руб. (плюс 26,9% год к году), чистая прибыль— 519 млн руб. (минус 4,9%). Выручка ООО «Глобус Медиа», специализирующегося на разработке программного обеспечения,— 3,2 млрд руб., чистая прибыль— 350 млн руб. Еще 515,9 млн руб. выручки и 13,4 млн руб. чистой прибыли принесло ООО «Майнд Бридж Групп».
Читайте РБК в Telegram.
No comment