Книгоиздатели нарастили доходы за счет роста спроса и повышения цен

Книгоиздатели нарастили доходы за счет роста спроса и повышения цен

Сюжет
Эксклюзивы РБК

Рост спроса на книги и повышение цен из-за удорожания бумаги и услуг типографий позволили российским издательствам заметно увеличить доходы. Но они предупреждают о таких проблемах, как чрезмерное регулирование и сокращение розницы

Книгоиздатели нарастили доходы за счет роста спроса и повышения цен

Крупнейшие российские издательства книг и учебной литературы по итогам 2024 года отчитались о заметном росте выручки: у некоторых участников рынка динамика год к году превысила 15–20%. Это следует из отчетностей компаний по РСБУ, с которыми ознакомился РБК. При этом сами издатели предупреждают, что из-за ужесточения законодательства в книжной сфере, сокращения контрактов с иностранными авторами и демографической ситуации в ближайшие годы развитие рынка может замедлиться.

Сколько заработали крупнейшие книгоиздатели

  • По данным Российской книжной палаты (РКП), крупнейшим книгоиздателем в России по количеству непериодических изданий в 2024 году стало «Эксмо». Выручка управляющего им ООО «Издательство «Эксмо» по РСБУ выросла на 16% и достигла 21,8 млрд руб. Половину этой суммы— почти 11 млрд руб.— принесли непосредственно продажи книг, еще 5,2 млрд руб.— полиграфические услуги, следует из пояснений к отчетности. Чистая прибыль «Эксмо» составила 2,6 млрд руб. против 2,5 млрд руб. убытка в 2023 году.

Книгоиздатели нарастили доходы за счет роста спроса и повышения цен

  • Выручка ООО «Издательство АСТ»— второго крупнейшего участника рынка (вместе с «Азбукой-Аттикус», «Бомборой», «Манн, Иванов и Фербер» и рядом других издательств входит в одну группу с «Эксмо»)— в 2024 году выросла на 10% и достигла 9,5 млрд руб. Чистая прибыль увеличилась в 2,3 раза, до 2,3 млрд руб. Непосредственно прибыль от продаж составила 1,6 млрд руб.
  • ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус» по итогам 2024 года отчиталось о росте выручки на 15%, до 5,7 млрд руб. Чистая прибыль компании увеличилась на 13% и достигла 1,8 млрд руб. Прибыль от продаж составила 2,2 млрд руб.
  • У юрлица издательства «Росмэн», специализирующегося на детской и молодежной литературе, рост выручки за прошедший год составил 9%, в абсолютном выражении этот показатель достиг 9 млрд руб. Но чистая прибыль компании сократилась более чем в два раза, до 206,9 млн руб. Издательство, в отличие от конкурентов, зарабатывает в основном не на книгах, а на сопутствующих товарах (компания также занимается выпуском и дистрибуцией игрушек). Эта категория принесла «Росмэну» 7,1 млрд руб. поступлений, тогда как непосредственно реализация печатных изданий— 1,8 млрд руб.

Книгоиздатели нарастили доходы за счет роста спроса и повышения цен

  • Издательство «Альпина Паблишер» (входит в группу «Альпина») по итогам года отчиталось о росте выручки на 23%, до 1,7 млрд руб., но ее чистая прибыль сократилась более чем в два раза, до 29,4 млн руб. По всей группе «Альпина», в которую входит семь издательств, динамика выручки, по собственным данным холдинга, составила плюс 15%, а общий рост продаж в штуках— плюс 25% (абсолютные показатели в компании не привели).

Как издательства объясняют рост доходов

Рост выручки группы «Эксмо-АСТ» в самой компании связывают с двумя ключевыми факторами: ростом продаж в натуральном выражении и «успешным замещением выпадающего западного контента отечественным». Так, в «Эксмо» доля российских книг от всей выпускаемой литературы достигла 50% (против 44% годом ранее), в «АСТ-Азбуке»— более 70% (против 67% годом ранее), в МИФе— более 40% (против 36% годом ранее).

На динамике рынка в денежном выражении сказался и средний рост цен: за год, по данным «Эксмо-АСТ», он составил 10%, что напрямую связано с удорожанием полиграфических материалов и услуг. О росте себестоимости книг из-за расценок на услуги типографии и бумагу говорит и коммерческий директор издательской группы «Альпина» Ирина Кукушкина: по оценке компании, он составляет 10–14%.

Одним из главных драйверов рынка в «Эксмо-АСТ» также называют активный рост продаж бумажной литературы через маркетплейсы: по итогам 2024 года доля этого канала распространения достигла 45%. Группа также отмечает вклад модели подписки и высокий интерес к аудиоформату: рост продаж аудиокниг в 2024 году превысил 35% к 2023-му (абсолютные показатели не раскрываются).

Сколько зарабатывает крупнейший издатель учебников

Группа «Просвещение», специализирующаяся на выпуске учебников, в 2024 году стала лидером по общему тиражу и вошла в тройку по общему количеству непериодических изданий в России, следует из статистики РКП. У компании много юрлиц. Выручка АО «Издательство «Просвещение» по итогам года выросла на 6,9%, до 51,1 млрд руб., чистая прибыль— на 9%, до 29,9 млрд руб. Еще 27,4 млрд руб. выручки (плюс 26% год к году) и 27,3 млрд руб. чистой прибыли (плюс 25% год к году) показало АО «Просвещение». Выручка ООО «Просвещение» увеличилась на 33%, до 28,1 млрд руб., чистая прибыль также составила 28,1 млрд руб. (плюс 33% год к году).

В пресс-службе «Просвещения» основным фактором роста финансовых результатов называют увеличение в натуральном выражении на 14% продаж именно в коммерческом канале распространения, то есть в федеральных и региональных сетях, на маркетплейсах и через собственный интернет-магазин. В основном это обеспечено увеличением спроса на дополнительные учебные пособия. «В 2024 году объем рынка учебно-методической литературы для общеобразовательных организаций оценивался более чем в 155 млн экземпляров, что на 10–12% выше показателя 2023-го,— объясняют в «Просвещении».— И почти 65% этого сегмента занимают дополнительные учебные пособия: тренажеры, рабочие тетради для развития определенных навыков, атласы и контурные карты и т.д.».

В «Просвещении» предупреждают, что на динамике рынка учебной литературы существенно сказывается демографический фактор: «Уже сейчас мы видим, что в начальной школе сокращается число обучающихся. Это будет влиять на натуральные показатели рынка в ближайшие годы».

С какими проблемами сталкивается отрасль

Одной из ключевых проблем книгоиздательского бизнеса в группе «Эксмо-АСТ» называют сокращение ассортимента из-за изменений в законодательстве. «В рамках саморегулирования и правоприменительной практики издатели вынуждены снижать выпуск новинок и снимать с продажи часть бэклиста (так называют перечень наименований произведений, которые не являются новинками, но продолжают выпускаться, например классика.— РБК),— объясняет представитель группы.— Существенные дополнительные затраты связаны с соблюдением новых требований, включая платные экспертизы и технологические решения».

Книгоиздатели нарастили доходы за счет роста спроса и повышения цен

О том, что усиление законодательного регулирования книжной отрасли стало одной из главных проблем для рынка, рассказала и директор по маркетингу «Альпины» Ирина Антонова. «Также с каждым годом все больше осложняется взаимодействие с иностранными правообладателями,— отмечает она.— Хотя и количество российских авторов при этом растет».

Среди ключевых законов, принятых в последние годы, наибольшее влияние на отрасль оказал запрет пропаганды и демонстрации несовершеннолетним ЛГБТ-контента (движение ЛГБТ признано в России экстремистским и запрещено). В результате магазины и издатели были вынуждены либо приостанавливать продажи, либо полностью исключать из ассортимента такие книги, как «Лето в пионерском галстуке» Елены Малисовой, «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары, «Песнь Ахилла» Мадлен Миллер, «Наследие» Владимира Сорокина, «Дом на краю света» Майкла Каннингема, «Комната Джованни» Джеймса Болдуина и многие другие произведения. Кроме того, в 2024 году был принят пакет законов о запрете пропаганды наркотиков в том числе в книгах, опубликованных после 1 августа 1990 года. Сейчас Минцифры разрабатывает подзаконные акты по исполнению этой нормы.

Книгоиздатели нарастили доходы за счет роста спроса и повышения цен

Дополнительное давление на рынок оказывает сокращение книжной розницы, продолжает представитель «Эксмо-АСТ». Закрытие офлайн-магазинов негативно влияет, в частности, на продвижение новинок. Также в группе фиксируют рост цифрового и бумажного пиратства, удорожание рекламных и маркетинговых инструментов для привлечения аудитории и усиление конкуренции за квалифицированные кадры со стороны других креативных отраслей. «С учетом всех факторов можно прогнозировать в 2025 году рост потребления в физическом отношении на уровне 2024 года, в денежном выражении выручка может вырасти в среднем на 9%»,— резюмируют в «Эксмо-АСТ».

Какие книги пользуются спросом

По итогам 2024 года группа «Альпина» зафиксировала «сдвиг читательского спроса от простых книг по психологии к более сложным— на стыке психологии и философии». Как утверждает гендиректор «Альпина нон-фикшн» Павел Подкосов, в ближайшие годы в тренде будут «успокаивающая» психология, история и популярная философия. Драйвером рынка останется модная подростковая литература, в том числе фэнтези и тру-крайм (жанр, в котором автор исследует преступления и описывает чувства и эмоции их жертв). «Потенциал есть у научной фантастики, но здесь прогноз пока скорее не очень оптимистичный,— добавляет Подкосов.— Продажи эзотерики при этом падают».

Читайте РБК в Telegram.

Источник

No comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *