МТС решила привлечь партнеров в свои бизнесы

На фоне сложной финансовой ситуации в стране МТС проведет реорганизацию: она выделит направления экосистемы в отдельные активы. Далее планируется провести их размещение на бирже или привлечение партнеров

МТС решила привлечь партнеров в свои бизнесы

МТС ведет «много переговоров» с потенциальными партнерами для своих направлений экосистемы. Об этом сообщил Вячеслав Николаев, до недавнего времени президент МТС, в пятницу, 20 декабря, в ходе онлайн-звонка с инвесторами, передает корреспондент РБК. Детали он не раскрыл, но пояснил, что речь идет о компаниях в разных направлениях, некоторые из которых «могут удивить».

О первых крупных партнерах компания планирует объявить в первом полугодии 2025 года. «Они не все будут equity (вхождение в капитал.— РБК), нам необязательно входить в долю. Иногда это хорошо цементирует партнерства, но иногда это само по себе является сложным, особенно с крупными партнерами. Поэтому мы вполне готовы [создавать партнерства] на коммерческих условиях, договорах»,— рассказал Николаев. По его словам, компания может предложить партнерам «хорошие возможности с точки зрения программ лояльности, некоторые IT-возможности».

Зачем нужны партнеры

Ранее в пятницу МТС объявила об изменениях в своей структуре: компания превратится в холдинг, нетелекоммуникационные бизнесы будут выделены в отдельные юрлица под управлением новой компании «Экосистема МТС» (будет 100-процентной «дочкой» МТС). Сама МТС сосредоточится на развитии телеком-направления. Гендиректором компании назначена Инесса Галактионова, которая до недавнего времени занимала пост первого вице-президента по телекоммуникационному бизнесу. Гендиректором «Экосистемы МТС» назначен Ровшан Алиев. Сам Николаев перейдет на должность председателя совета директоров, должность президента будет упразднена.

МТС решила привлечь партнеров в свои бизнесы

В отдельные компании будут выделены следующие направления: финтех, медиахолдинг, AdTech (рекламный бизнес), MTC Web Services (MWS, IT-бизнес), «Юрент» (сервис аренды электросамокатов). Как пояснил Николаев, реорганизация будет завершена летом 2025 года, но «какие-то вещи будут появляться значительно раньше». «Считаю, что такое преобразование приведет нас не только к скорости принятия решения, но и дополнительной скорости роста в этих бизнесах, улучшит финансовые показатели»,— отметил Николаев.

Он напомнил, что МТС является открытой экосистемой, у компании уже много внешних партнеров. «Я верю, что во время кризиса у нас появится еще много партнеров, которые гораздо легче войдут в экосистему МТС через [новую] структуру»,— сообщил Николаев. Он также отметил, что для компании «важная часть финансового уравнения»— это IPO активов. МТС будет выводить их на биржу настолько быстро, насколько активы будут к этому готовы, «если рынок позволит». Среди компаний, которые могут в будущем вывести на биржу, назвали MWS, которая в рамках реорганизации объединит все IT-бизнесы группы: МТС Digital, МТС AI, МТС Big Data и CloudMTS.

Как пояснил в ходе звонка вице-президент МТС по финансам Алексей Катунин, трансформация приведет к большей прозрачности бизнесов, позволит контролировать долговую нагрузку. «Разделив и дав большую автономию, мы сможем вменить и дать большую ответственность руководителям вертикалей. <…> Отделяя одни бизнесы от других, мы сможем локализовать более рисковые инвестиции или инвестиции с непрямой отдачей и минимизировать их, управлять ими осознанно, сконцентрировавшись на тех бизнесах, которые приносят большую отдачу»,— сообщил Катунин. По его словам, компания также занимается оптимизацией затрат во всех бизнесах и отказалась «от всего, от чего можно отказаться». В следующем году МТС планирует сократить свою инвестиционную программу: компания откажется или перенесет на будущие периоды те инвестиции, которые не дают быстрой отдачи. Тоже самое касается M&A-активности. Первыми под оптимизацию попадут направления, которые не показали эффективность. Среди подобных Катунин назвал «МТС Авто», «МТС Умный дом» и МТС Travel. Здесь в первую очередь будут остановлены инвестиции.

«МТС Авто»— «дочка» МТС, которая занимается предоставлением скоростного интернета в автомобилях, разработкой бортовых информационных и мультимедийных систем, систем connectivity и телематики (специальный тариф для передачи данных между устройствами при помощи GPRS, SMS, ММS или CSD, используется для мониторинга транспорта и курьеров), аппаратных решений для безопасности вождения. Компания была зарегистрирована в 2015 году. В марте 2023-го МТС приобрела 100% «Ди Вай Технолоджис», которая строит завод для промышленного производства автомобильной электроники в технополисе «Москва». Выручка за 2023 год составила 500 млн руб., убыток— 5,5 млн руб.

«МТС Умный дом» была учреждена в начале 2023 года на базе «Гольфстрима», в котором МТС принадлежит 58,38%. Занимается безопасностью («умное» страхование, защита от проникновений и аварий), сервисами геолокации и помощи (кнопка SOS, геотаргетинг детей и родственников), домашними бытовыми сервисами и видеоаналитикой. Выручка за 2023 год составила 26 млн руб., убыток— 188,7 млн руб.

МТС Travel была зарегистрирована в середине 2022 года. В томже году компания купила систему бронирования отелей «Броневик». Выручка МТС Travel за 2023 год составила 4,7 млн руб., увеличившись на 29% по сравнению с предыдущим годом, убыток составил 148,5 млн руб.

Как пояснил Николаев, отказ от неэффективных направлений будет происходить по-разному. Например, компания планирует продать часть «МТС Авто» и сейчас находится на этапе финальных переговоров. «Что касается МТС Travel, это вполне успешный бизнес, но с точки зрения финансовой отдачи нам сейчас тянуть этот бизнес нерационально. Видим возможность объединения с другими игроками, то есть это будет скорее совместное предприятие»,— сообщил Николаев, не уточнив детали.

МТС решила привлечь партнеров в свои бизнесы

При этом Катунин подчеркнул, что в последнюю очередь под оптимизацию попадет развитие телеком-инфраструктуры. «Все инвестиции, которые нужны для поддержания емкости сети, ее стабильности, удержания качества связи на текущем уровне и его улучшения и нашей конкурентоспособности в базовом бизнесе, мы сохраняем»,— рассказал Катунин.

Какие перспективы

Как прогнозируют в МТС, в этом году выручка группы может превысить 700 млрд руб., а в 2027-м достигнет показателя 1 трлн руб. Доля нетелекоммуникационных доходов превысит 50% в 2026 году (сейчас составляет около 45%). При этом МТС подтвердила свою дивидендную политику, которая предполагает выплаты в размере не менее 35 руб. на одну акцию в год.

Как отметил Владислав Николаев, в письме сотрудникам он упоминал, что переживает не впервые период непростых финансовых условий и уверен, что при любых изменениях и сложностях главное— это не опускать руки, продолжать действовать. «В этом случае даже от изменений, которых люди обычно боятся, вы получаете исключительно положительный эффект, потому что находите для себя новые пути»,— отметил он.

При текущих реалиях у закредитованных компаний растут процентные издержки, говорит директор по работе с клиентами «БКС Мир инвестиций» Андрей Петров. Рост издержек также связан с «горячим» рынком труда, поэтому решение компании о сокращении неэффективных инвестиционных проектов и оптимизации персонала Петров называет «абсолютно верным». Также МТС дала четкий сигнал, что в 2025 году основной задачей компании будет сокращение долговой позиции, напомнил эксперт.

МТС решила привлечь партнеров в свои бизнесы

В первую очередь к размещению могут быть интересны два больших актива, IPO которых может произойти достаточно быстро,— MWS и «Юрент», считает портфельный управляющий по акциям УК «Альфа-Капитал» Никита Зевакин. «Из-за увеличения инвестиций в IT и растущего спроса на импортозамещение MWS может значительно увеличить свои доходы. Но такая прибыль станет заметной только через несколько лет, когда завершится этап вложений в развитие бизнеса»,— отметил Зевакин. Он напомнил, что на рынке уже торгуются акции Woosh, инвесторы знакомы с кикшеринговым бизнесом и, вероятно, будут готовы аллоцировать часть капитала в «Юрент». Партнерства, по мнению Зевакина, могут быть интересны в первую очередь в тех сегментах бизнеса, где предполагается значительный рост инвестиций или капитальных затрат перед ростом монетизации. В первую очередь это касается развития центров обработки данных, которые требуют больших вложений. «Если компания сможет разделить часть инвестиций с партнерами, денежный поток будет более стабильным и будет расти быстрее. Это поможет компании получить более высокую оценку на рынке как при размещении, так и позже»,— заключил эксперт.

Источник РБК на рынке туристических агрегаторов говорит, что в связи с тем, что МТС Travel работает на базе собственной платформы бронирования отелей «Броневик», он интересен для многих крупных игроков рынка travel tech. В частности, для «Авито Путешествий», которые тоже пользуются «Броневиком» и в октябре запустили направление бронирования отелей. Кроме того, сотрудничеством с МТС Travel могут заинтересоваться банки, которые сейчас развивают направление путешествий,— Т-банк, Альфа-банк, «Сбер». Рынки b2c- и b2b-продаж активно развиваются, поэтому консолидация различных компаний приводит к лучшим результатам и развитию таких проектов, считает вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин.

Источник

No comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *