VK запустит конкурента HeadHunter для поиска вакансий
Сюжет
Эксклюзивы РБК
В портфеле холдинга VK появится собственный агрегатор вакансий. Проект будет реализован в партнерстве с Superjob. Эксперты видят потенциал сервиса на фоне кадрового дефицита, но обращают внимание на лидерство HeadHunter
Холдинг VK запустит собственный сервис для поиска работы, сообщили РБК источник в IT-отрасли и собеседник, близкий к компании. В VK соответствующие планы подтвердили, но из деталей сообщили лишь, что проект получит название «Карьерный Хаб».
По словам источника, агрегатор вакансий будет запущен в партнерстве с уже существующим сервисом поиска работы Superjob, который будет дублировать там свои объявления. Оригинальные вакансии, размещенные только в «Карьерном Хабе», будут иметь приоритет в выдаче. Кроме того, как отмечает близкий к холдингу собеседник, в сервисе будут агрегированы объявления о работе, опубликованные в профильных сообществах соцсети «ВКонтакте»: всего их около 22 тыс.
В пресс-службе Superjob подтвердили запуск проекта в партнерстве с VK. «В условиях кадрового голода как никогда становится важной эффективная и быстрая коммуникация между работодателями и соискателями, а также максимальное упрощение процесса поиска сотрудников»,— добавил он.
VK, как отмечает собеседник, уже заключил контракты на размещение информации о поиске сотрудников на своем сервисе с госкорпорацией «Росатом», автомобильной группой «Авилон», нефтегазовым холдингом «Сибур» и рядом других компаний.
Сумма инвестиций в проект не раскрывается. По оценке руководителя спецпроектов Ru-Center Алексея Замесова, техническая часть могла обойтись VK в 300–400 млн руб. Но если компания планирует выйти на рынок быстро, основные затраты (до 3–4 млрд руб. в год) будут направлены на маркетинг. «С каналами монетизации проще: во-первых, это традиционная для VK схема продажи рекламного инвентаря, во-вторых, путь монетизации HeadHunter— продажа доступа к базе данных вакансий, а в-третьих, различные спецпроекты»,— рассуждает эксперт.
Какие сервисы поиска работы наиболее популярны
По данным SimilarWeb, самым популярным сервисом поиска работы в России выступает HeadHunter. В октябре 2024 года количество посещений сервиса составило 65,2 млн, количество уникальных пользователей достигло 13,3 млн. Далее следуют Superjob (31,5 млн посещений, 4,4 млн уникальных пользователей) и Profi.ru (10,3 млн посещений, 4,2 млн уникальных пользователей).
Совокупное количество посещений сайта vk.com— соцсети «ВКонтакте»— в октябре 2024 года составило 1,2 млрд, количество уникальных пользователей— 110,6 млн. По данным SimilarWeb, это самая популярная в России соцсеть.
Что происходит с рынком труда в России
В последний год власти, бизнес и эксперты отмечают серьезный дефицит кадров в экономике. Вице-премьер Татьяна Голикова ранее утверждала, что совокупный дефицит кадров в ряде отраслей в России к 2030 году может достичь 2 млн человек. Так называемую структурную безработицу она объясняла тем, что достаточно долгое время в стране готовили специалистов, которые оказались невостребованными. Наибольший кадровый дефицит в ближайшие годы может сложиться в сферах обрабатывающих производств, транспорта и логистики. Нехватку кадров в различных отраслях также признавали Минпромторг, Минсельхоз, Минстрой, Минздрав и Минцифры.
В отраслевом исследовании Superjob от 24 июля 2024 года говорится, что первопричиной кадрового голода стали демографические процессы. К 2030 году на рынке труда станет на 6,3 млн меньше граждан 30–39 лет— самой востребованной и активной возрастной группы. Кроме того, из-за пандемии коронавируса рынок труда лишился около полумиллиона трудоспособного населения, а в зоне специальной военной операции находятся еще порядка 700 тыс. человек, отмечают аналитики.
По состоянию на июнь 2024 года среднее число запросов на поиск работы за год сократилось на 19%, говорится в исследовании Superjob. Доля соискателей в возрасте от 40 до 59 лет выросла на 10 процентных пунктов (п.п.), тогда как доля молодежи до 29 лет и соискателей 30–39 лет— снизилась на 7 и 4 п.п. соответственно. На первом месте по спросу на персонал находятся промышленные предприятия, далее следуют сферы строительства и логистики.
«Русская школа управления» (РШУ) и сервис учета финансов «ПланФакт» в своем исследовании пришли к выводу, что сотрудникам 46% компаний из-за дефицита кадров на рынке труда приходится брать на себя больше обязанностей. Но аналитики подчеркивали, что у этого есть и положительная сторона: повышенная нагрузка ускоряет продвижение по службе. Только 14% считают, что кадровый дефицит замедляет карьерный рост, поскольку фокус смещается на удержание текущих позиций.
Как оценивают перспективы карьерного сервиса VK эксперты
Сервисы поиска работы сейчас крайне востребованы, считает Алексей Замесов. Особенным спросом пользуются ресурсы, позволяющие искать специалистов по конкретным нишевым отраслям. «В целом сейчас тренд на то, что люди работу меняют чаще, появляются новые профессии, происходит динамичный переток кадров. А HeadHunter был недосягаемым конкурентом с монопольной ценовой политикой. Но у VK есть гораздо больше данных по поведению пользователей»,— отмечает он.
С тем, что кадровый вопрос на рынке сейчас стоит «довольно остро», согласен и гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, поэтому «логика в запуске такого сервиса есть. «Но у меня большие сомнения, что VK удастся создать релевантного конкурента таким сервисам, как HeadHunter или Avito,— продолжает эксперт.— На примере HeadHunter мы видим, что такие сервисы окупаются, но важно понимать, что он— безоговорочный лидер. Объяснить, зачем нужно сотрудничать с сервисом, который только запустился, будет крайне тяжело, соответственно, потребуются большие инвестиции в продвижение. В этом плане VK былобы целесообразно сосредоточиться на своем основном бизнесе».
Читайте РБК в Telegram
No comment