Операторы связи оценили угрозу от систем формата Starlink
Традиционные операторы связи считают, что в ближайшие пять лет услуга прямой связи между спутником и обычным смартфоном будет нишевой и не повлияет на их выручку. Такой сервис с 2025 года запустит Starlink в нескольких странах
Технология прямой связи между спутником и смартфоном (Direct to Cell, DTC) начнет влиять на традиционных операторов связи не раньше чем после 2030 года. Такой прогноз озвучил вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» Борис Глазков, выступая в четверг, 24 октября, на конференции «Спектр-2024», передает корреспондент РБК.
Он отметил, что в рамках актуализации стратегии компании стояла задача изучить, какое влияние на нее окажут низкоорбитальные спутниковые группировки. «В 2023 году SpaceX (принадлежит Илону Маску, развивает спутниковый проект Starlink.— РБК) запустила в космос больше ракет, чем Россия и Китай вместе взятые,— отметил Глазков.— В спутниковой связи происходит революция». По его словам, DTC— самое трендовое направление в обсуждениях экспертов в последние месяцы.
Низкоорбитальные спутниковые системы расположены ближе к поверхности Земли по сравнению с массово запускаемыми в предыдущие десятилетия геостационарными спутниками. За счет этого в таких сетях меньше задержка сигнала. Но в тоже время радиус их покрытия меньше, из-за чего для охвата всей территории планеты группировка должна состоять из большего числа аппаратов, чем в геостационарных системах. В США низкоорбитальные системы создают SpaceX (Starlink) и Amazon (Kuiper), в Китае— Qianfan (Spacesail Constellation), в России— «Бюро 1440» (входит в «ИКС Холдинг»).
Когда услуга станет массовой
По оценке «Ростелекома», в России потенциал рынка для низкоорбитальных систем— это 150 тыс. абонентов, которые сейчас не имеют технической возможности подключиться к интернету через наземную инфраструктуру, самолетов, поездов, автомобилей, морских судов, дронов, а также 500 тыс. устройств интернета вещей. Объем рынка Глазков оценил в 46–47 млрд руб. в 2030 году (в ценах 2024-го). Для тогочтобы окупить инвестиции в создание подобной группировки в России, это слишком маленькая сумма, указал Глазков. Он отметил, что услуга DTC может появиться в России раньше 2030 года, но до этого момента она не будет влиять на тарифы традиционных операторов. «Для оказания услуги нужно разворачивать специальные антенны, которые очень дорогие и громоздкие. Они будут совершенствоваться, но это небыстрый процесс. До 2030 года услуга будет оставаться нишевой»,— сообщил вице-президент «Ростелекома».
Днем ранее выступавший на томже мероприятии директор по связям с госорганами «МегаФона» Владимир Месропян говорил, что «сейчас мир находится на этапе фактически массового применения NTN-систем, то есть беспроводных систем связи, работающих над поверхностью Земли». До недавнего времени такие системы требовали специальных терминалов для приема сигнала со спутника, но уже протестирована NTN DTC, то есть возможность принимать сигнал на обычные смартфоны. Он напомнил, что Starlink заявил, что в 2025 году сигнал его сети смогут принимать устройства с поддержкой 4G и 5G в диапазонах радиочастот 1,6–2,7 МГц, указав, что на территории России 96% устройств моглибы поддерживать NTN DTC. Но Starlink будет реализовывать DTC через операторов-партнеров в отдельных странах, в восьми соглашения уже подписаны. В России в силу политических причин американская компания в ближайшие годы работать не сможет.
В тоже время Месропян указал, что сейчас невозможно организовать сплошную блокировку сигнала подобной группировки спутников. Ввоз устройств сложно контролировать, потому что чипы, поддерживающие DTC, внедрены в потребительскую электронику. «Реакции на эту проблему может быть две: либо присоединиться к такой системе, либо принять довольно сложное решение с точки зрения контроля оборота трубок. Это серьезная развилка, которую придется пройти»,— говорит Месропян. Отчасти Россия уже пошла по пути запрета. На Всемирной конференции радиосвязи в 2027 году по предложению России должен рассматриваться вопрос о мерах ограничения работы спутниковых систем связи, работа которых не разрешена в той или иной стране национальной администрацией.
Владимир Месропян отметил, что, прежде чем что-то запрещать, необходимо запустить свой подобный сервис. По его словам, реализация функционала DTC в российской системе «Бюро 1440» пока под вопросом. «Ноесли это произойдет, у мобильных операторов появится возможность развернуть сервис LTE в тех районах, где его сейчас нет. Низкоорбитальные спутниковые системы гораздо интереснее и по цене, и по скорости передачи данных, чем существующие геостационарные системы»,— рассказал Месропян. В тоже время в случае появления NTN DTC в России мобильные операторы начнут конкурировать со спутниковыми за доступ к устройству пользователей, оговорился он. «Все технические и экономические расчеты показывают, что в густонаселенных локациях мы (мобильные операторы.— РБК) эту конкуренцию выиграем. В том числе поэтому Starlink идет по пути роумингового партнерства с сотовыми компаниями, то есть по модели гибридной сети»,— подытожил он.
Представители «Бюро 1440», МТС и «ВымпелКома» (бренд «Билайн») отказались от комментариев.
No comment